ПУБЛИКАЦИИ. ДАЛМАТОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ 2012 г.

 

8 июня 2012г.  Свято-Успенский Далматовский монастырь.

Юбилейные торжества, посвященные  20- летнему возобновению монашеской жизни. 

 

Печатный вариант сборника докладов.

 

 

 

***

 

На конференции,прошедшей в Далматовском монастыре 8 июня 2012 г.,  Архиепископ Курганский и Шадринский Константин подарил мне литературно-художественный журнал «Родная Ладога», в редколлегии которого он состоит: подписал прямо во время моего выступления в президиуме.

 

Электронная версия

http://www.rodnaya-ladoga.ru/issues/issue_04_11.pdf

 

 

 

 

В этом номере журнала «Родная Ладога» напечатаны статьи многих известных и уважаемых людей: Наталии Нарочницкой, М.Лентьева (Однако), А.Казина (философ), В.Ганичева, Н.Коняева, В.Крупина, В.Потанина (писатели), архимандрита  Тихона (Шевкунов), В.Захарченко (Кубанский нар.хор) и многих других.

Но особенно мне приятно, что здесь есть статья моего хорошего знакомого, ученого-международника, дипломата Бориса Федоровича Ключникова.

Вот его сайт  http://vostok.voila.net/ 

 

Проф. Б.Ф. Ключников

***

 

 

На конференции, прошедшей в Далматовском монастыре 8 июня 2012 г., один благочестивый человек, пожелавший остаться неизвестным- подарил мне чётки.

 

Чётки, лежащие на книге о «Курганмашзаводе»

 

***

 

 

 

       ДОКЛАД: 

Павлов Николай Борисович

Член  Зауральского  генеалогического

 общества им. П.А. Свищева

 

 

«Воинская  Святыня в Далматово».

(Пожертвование иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» Порт-Артурской в дар Далматовскому Свято-Успенскому мужскому монастырю. История образа, прославление его, современное общество). 

(Полный электронный вариант)

 

 

 

 

1.            Один день паломника:  июль 2003г.

 

В мире ничего не происходит случайно.  Вот и первая встреча моя с Порт-Артурской иконой в Свято-Успенском Далматовском  монастыре, думаю, была предопределена свыше. 

 

   Много позже я глубоко осмыслил, что сказал еще в 1998г. Высокопреосвященнейший  архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин,  также при своей первой встрече с Порт-Артурской иконой:  «Возвращение этой иконы в наше время безусловно имеет промыслительное значение. Думается, что это знамение для нас в утешение нынешних и будущих событий. … Скорби и гонения часто сопутствуют христианской жизни. Но чудесное обретение иконы Божией Матери свидетельствует о благодатном Покрове Пресвятой Богородицы над православными христианами. Это придает нам мужество и самоотверженность при несении каждым своего креста.»

 

Надо сказать, что в Свято-Успенском Далматовском монастыре я был не один раз. Хорошо помню свою первое паломничество в июле 2003г., плавно перешедшее в послушание трудника.  Дело в том, что по Уставу монастыря первые 3 дня приезжий имеет статус паломника (можно только молится), а если живет больше, то считается трудником, значит должен выполнять посильные работы в монастыре. Так вот я приехал на недолго, а задержался на 10 дней.

Тогда мне все было впервые, интересно и даже очень странно, главное меня поражало неимоверное молитвенное усердие монашествующих. А это, уверяю вас, добровольный  тяжкий труд, по своему даже гораздо тяжелый, чем наша основная работа. Могу сравнить, т.к. проработал 25 лет инженером в литейном цехе  №120 на режимном предприятии «Курганмашзавод».

Предлагаю описание обыкновенно монастырского дня. Утро обычно начинается пробуждением с удара колокола, переходящего в молитвенное правило, это когда в 5-30 все проживающие в монастыре собираются в Скорбященском храме, у раки Прп. Далмата на молебен, где и настраиваются на рабочий день. Обычно, утреннее правило несколько  короче, чем вечернее: надо идти работать. Затем трудники идут на завтрак, а монашествующие же никогда не завтракают.

После у всех начинаются различные послушания:  трудникам ( в то время, в 2003 г. экономом  был брат Игорь, сейчас он иеродиакон о.Иосиф) эконом монастыря раздает наряды на различные работы, а монашествующие шли на свою службу: вели богослужение и различные требы, иногда и на выезде. К обеду  весь личный состав монастыря встречался в трапезной и после молитвы обедал. Причем обязательно во время трапезы какой–нибудь инок читал душеспасительные рассказы. Затем все расходились опять по своим послушаниям до вечера. Вот только тогда  выкраивалось  немного личного свободного времени, но вечером все встречались опять в трапезной. 

После ужина мы приходили на вечернее правило опять в Скорбящинскую церковь, где после продолжительного, полного  молебна, обязательно с совместным пением Акафиста Пресвятой Богородице, проходили обряд прощения. Он проходил следующим образом: все насельники монастыря выстраивались по периметру возле раки Прп.Далмата Исетского. И после молитвенного стояния, по очереди, начиная  с  наместника монастыря игумена Варнавы, после прикладывания к раке Прп. Далмата, поочередно обходили выстроившихся. С каждым насельником должно было по братски обняться и просить прощения: «Прости брат», причем, как правило был ответ: »Бог простит!». Все это происходило под совместное хоровое пение Величания: «Ублажаем тя, преподобне отче наш Далмате и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов».

Причем действовало неукоснительное правило: первыми проходили обряд прощения монашествующие, затем мужчины, а в последнюю очередь женщины- паломницы. Бывало, на первых порах, странно мне было  наблюдать, как приехавшая, например, из Екатеринбурга на собственном «джипе», какая-нибудь богомолка из креативного класса, просит прощение у трудника из бродяг. Но против Устава не пойдешь.

Надо сказать, это вечернее молитвенное правило выглядело действительно традиционным  и очень эмоциональным.  Особенно, зимой, когда уже на дворе был мрак и завывал буран, а здесь при слабом свете свечей, возле гроба прп.Далмата,  под мощное пение братии, я ловил себя на мысли: « А ведь точно такое действо было и 500 и 1000 лет назад, ничего  принципиально не изменилось. Стало быть живо Православие в России и пока монахи поют и молятся, будет и дальше жить!». По моему глубокому убеждению, не надо менять этих старинных продолжительных обрядов и служб, в угоду новым веяниям не поддаваться  обновленчеству и экуменизму. Сим победиши!

Поселен я был в 2003 г. в Братском корпусе, в одной келье с приехавшим тогда же из Челябинска, молодым человеком Константином. Кто он был в мирской жизни, что привело его в монастырь, для меня осталось загадкой. Другой сосед был Борис, охранник кафедрального собора тоже из Челябинска, он проводит каждый свой отпуск в Далматово.  Константин же, выдержав все послушания, был пострижен в иноки под именем о. Климент. 

Вспоминаю, что как то поздним вечером, взяв благословение о.Варнавы,  мы с Костей обследовали громадный старинный Успенский собор. Все окна на первом этаже были закрыты металлическими  щитами, поэтому по лестнице мы проникли в собор через второй этаж. Поразило меня тогда громадная площадь двухэтажного храма, толщина старинных стен, на подоконнике  которых поперек,  я без труда вытягивался во весь рост (значит около 2 м). С удивлением обнаружили мы тайную винтовую лестницу прямо в стене, ведущую из алтаря первого этажа в алтарь второго. И там же секретную комнату, спрятанную в толще стены, с крыши собора открывался величественный вид на окрестности Далматово. Этот Успенский  собор обязательно надо восстановить в первозданном виде.

Про других трудников я много не скажу, не знал близко. Кажется,  были они из различных слоев общества: немногочисленные добровольцы, работающие ради Спасения души в свои отпуска, но в основном, вроде, это был народ бродяжий, обошедший многие города и монастыри. Так вспоминаю одного мужичка с бородой, появившегося в Далматово. Он говорил, что был в Верхотурье, потом приехал в Курган, откуда его отправили в только что организованный монастырь в Чимеево, там ему что то не поглянулось и он оказался здесь. Помню  еще молодых людей из Екатеринбурга, возможно присланных на трудовую реабилитацию. И вообще, в монастыре, видимо как и в заключении, особо не распространяются про себя, а другие и  не лезут. Я, например, тоже помалкивал. Но, конечно, главный и непререкаемый авторитет в обители был у наместника, игумена Варнавы. Любое слово его для насельников было законом и они почтительно  называли его «батюшка».

 Вспоминаю еще одного паломника, но в мой другой приезд  6 ноября 2006г. за благословением на исследование П-А иконы, как раз  на праздник иконы «Всех скорбящих радость». Тогда было много приезжих и я обратил внимание на службе на одного странного, крупного мужчину из Екатеринбурга, очень странно и громко певшего. Глубокой ночью, после службы и Крестного хода меня инок-«гостинщик» определил в келью, где я и обнаружил в соседях этого паломника.  Но самое странное было далее, мужик мне и говорит: «Не  пугайся, если я ночью встану, заору, затрясусь и могу упасть на тебя. Это падучая, меня надо повалить на пол и некоторое время держать я и отойду».  Делать нечего, я улегся не раздеваясь и не закрывая келью изнутри, практически не спал, вздрагивая при каждом щорохе. Зато сосед мирно прохрапел всю ночь, все обошлось. А на утро меня знакомые иноки спрашивали : «Говорят, что поселили тебя с известным бесноватым. Ну и как?»  «Нормально, почтенный человек» –отвечал я.

Трудовое послушание тогда в 2003г. у меня было следующее: три  дня я крушил кувалдой демонтируемую кирпичную стену бывшего цеха завода «Молмаш», находившегося на месте бывшего монастырского кладбища. А потом, по каким то соображениям, о. Варнава определил меня вторым поваром, варить на кухне для братии. В то время никаких профессиональных поваров-женщин в монастыре не было и варила сама братия по очереди. Причем это считалось очень тяжелым и ответственным послушанием и многие шли с громадной неохотой. Что я и подтверждаю, проще кувалдой крушить кирпич, чем кашеварить.

Главным поваром был молодой, рыжий  парень из какого то единоверческого монастыря Челябинской области, имя я к  сожалению запамятовал.  Келарем-заведующим монастырским столом, кладовой со съестными припасами и их отпуском на монастырскую кухню- был инок брат Марк, с которым у меня сложились замечательные отношения. Дело в том, что мне пришлось жить более 8 лет в студенческих и рабочих общежитиях и некоторый положительный опыт гастрономии у меня был. Кое что я реформировал на кухне, например, капитально отмыл обе плиты: газовую и электрическую, внедрил технологию быстрого приготовления  каш по утрам, обкуривания серовыми шашками от паразитов монастырских овощехранилища и подвала, да еще разные мелочи. Брату Марку это понравилось.

 Отработав на кухне положенный срок, перед отъездом за 2 дня меня освободили от трудового послушания, что бы подготовиться к исповеди и причастию. Помню начал я свои службы 28 июля 2003г. в  День Святого Равноапостольного князя Владимира.

 

После всех таинств, пройденных мной, совершенно неожиданно для меня в монастырь приехал одноклассник, а тогда хозяин процветающей курганской фирмы «Ситам» Сергей Гладков с женой Еленой.  Взяв благославение у о.Варнавы, я провел для них экскурсию по монастырю, после чего благополучно отъехал в Курган. Так закончилось тогда мое паломничество в Далматово в июле 2003г.

 

 

2.     Встреча с П-А иконой 8 марта 2004г.

 

А сейчас вернемся почти на год спустя, на мою первую встречу с Порт-Артурской иконой  8 марта 2004 года. Вот так вспоминается мне то событие. Раньше я относился к женскому дню 8 марта, как все: в школе матери салфетки вышивал, позднее цветы жене дарил. Но потом охладел к этой суете. А в тот год этот светский праздник пришелся на Великий Пост, и, чтобы не нарушать его, я опять уехал в Далматовский монастырь.

Тогда утром в Скорбященском храме шла Литургия Преждеосвященных Даров, служили о. Варнава,  о.Тимофей, брат Игорь(будущий о.Иосиф) и другие монашествующие. В этот светский праздник, приходящийся в тот год ещё и на Великий Пост, монастырская жизнь шла своим чередом: все монастырские насельники выполняли различные послушания, а трудники перекрывали крышу храма. Из мирян в храме на Литургии присутствовали только какие-то невысокие пожилые мужчина в очках и женщина, оба со свертком, завернутым в покрывало (сначала на них не обратили внимание) и автор.

После окончания Литургии старики развернули свой сверток и мы все изумились: показалась чудесной красоты в прекрасном состоянии икона с совершенно незнакомым сюжетом. Иконография же была весьма необычной.  В отличие от общепринятых канонов Матерь Божия на иконе держала в руках не Богомладенца, а плат с изображением Нерукотворного Лика Спасителя.

    Далее эти пожилые люди сказали, что они привезли икону в дар монастырю. Монашествующие горячо поблагодарили Бога и пожертвователей за обретение чудесного образа, стали молится, а старики скромно подождали и потом пошли на вокзал. Я тоже был поражен, но после опомнился и выскочил вслед за этими людьми.

  Догнал их уже на полпути к вокзалу и сразу спросил: «Откуда сей образ, люди добрые ?».   Они ответили, что икона из  Частоозерского района, обнаружена при сломе дома. Заполнилось мне еще промелькнувшее название деревни Денисово. Будучи глубоко верующими людьми, они повезли на электричке найденный образ в самое благочестивое, по их мнению, место – в Свято-Успенский Далматовский  монастырь. Икону, завернутую в покрывало, несли на руках, а ведь она немалого размера – на деревянной доске 89,6 х 59,5 см, толщиной 3 см. Времени до поезда было в обрез, поэтому расспросить подробнее мне не удалось, о чем сейчас очень жалею. Я поблагодарил этих порядочных людей и попрощался с ними.  По последним кратким сведениям от игумена Варнавы, кажется, эта пожилая пара  жертвователей иконы проживает сейчас где-то в Кургане.

Это событие (пожертвование Порт-Артурской иконы) глубоко запало мне в память. В душе шла постоянная работа по осмыслению увиденного и прочитанного. После некоторых личных событий, 6 ноября 2006г.,  на престольный  праздник  иконы «ВСЕХ  СКОРБЯЩИХ  РАДОСТЬ»,  я снова приехал к игумену Варнаве и попросил благословения на собственное историческое исследование. Отец  Варнава  благословил и подарил цветную фотокопию образа. А самое главное, посоветовал съездить в Мишкинскую церковь, где, по его информации от паломников, кажется, имелся подобный образ. Сообщаю, что исследования с того дня в 2006г. я продолжаю и в настоящее время.

 

 

3.            Исследование Далматовского списка П-А иконы.

 

 

 ОПИСАНИЕ ИКОНЫ: Представляет собой список образа «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) написанный масляными красками, левкас, доска толщиной 30 мм, размер 895х595 мм (это составляет 52% от площади оригинала иконы 1904г., но пропорция 0,66, что полностью соответствует оригиналу), ковчег, сохранность хорошая.

  Тип: уменьшенная копия, манера письма тонкая, перспектива-голубой фон, по деталям почти полностью повторяет оригинал. По периметру иконы имеется знаменитая надпись: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».

  Далматовский список относится к редчайшим сохранившимся копиям. Возможное первоначальное место обретения нашей иконы – дер. Денисово, Частоозерский район Курганской обл., находится в 60 км от железной дороги (ст.Петухово, Транссиб). Во времена Российской Империи (до 1917г.) входила в Ишимский уезд, Тобольской губернии. Как икона оказалась в Частоозерье-один Бог ведает. Могла появиться  из Центральной России или с Дальнего Востока,  но скорее всего  из губернского Тобольска.  

Эта версия подтверждается следующей информацией.   По самым последним сведениям: в сент. 2010г. был обретен Тобольский список, по стилю исполнения, сюжету и размерам очень похожий на Далматовский.  Привожу описание специалиста, диакона Виталия Ведерникова:   В древлехранилище Тобольско-Тюменской Епархии сохраняется икона Богоматери «Порт-Артурская». Размер: 89.3*57.5*3. Техника: масло. Время написания: по основным искусствоведческим признакам икона ближе всего к работам монахинь Иоанно-Введенского монастыря начала  XX века. Икона редчайшего иконографического извода, представляет духовную,  научную, историческую ценность».

  При сравнении икон можно  сделать вывод, что Далматовский и Тобольский списки Порт-Артурской иконы, написаны в одной мастерской. Но какая икона могла им послужила общим оригиналом?  Мы знаем, что от Св.Синода было запрещение на выпуск литографий Порт-Артурского образа, следовательно большая  православная Россия была широко  не знакома с этой иконой. Были исполнены только небольшое кол-во иконописных списков,  да и то их снимали ограниченное  время:  с апреля  по ноябрь 1904г., а потом вообще запретили. Поэтому каждый иконописный  список   Порт-Артурской иконы очень редок.

   Известен еще один факт дореволюционной истории образа, нам курганцам, наиболее интересный. В Порт-Артуре погиб в десанте герой Русско-Японской войны, капитан 2-го ранга А.В. Лебедев.  Узнав о смерти брата, его сестра, живущая в Петербурге, вдова военного инженера А.В. Андерсин-Лебедева попросила пришедшего к ней попрощаться полкового священника отца Алексия (Агаева), отправлявшегося в Маньчжурию, доставить имеющийся уменьшенный образ в Порт-Артур. Батюшка икону взял, но вскоре Анастасия Васильевна узнала из газет о кончине о. Алексия по дороге в Маньчжурию. Как известно, единственный путь — Транссиб пролегал в то время через территорию нынешней нашей Курганской епархии; можно предположить, что если священник скончался в нашей местности, то и их икона должна находится где-то поблизости.

     Автор выдвигает версию, что  Порт-Артурская икона-оригинал для копирования , попала в Тобольск  с Транссиба, единственной железнодорожной магистрали в то время, по которой Россия вела войну с Японией в 1904-05г.г.  Можно предположить, что эта икона и есть тот уменьшенный список, переданный из столицы в 1905г. вдовой военного инженера  А.В.Андерсин-Лебедевой через полкового священника о.Алексия (Агаева) в Порт-Артур. Ну а икона какими-то неисповедимыми путями могла задержаться в нашей местности, а позже передана по назначению в Тобольскую епархию и стала примером для копирования.  Прямых доказательств этой версии пока нет.

     Сейчас  Порт-Артурская икона находится в Скорбящинской  церкви Далматовского монастыря: на аналое, в застекленном киоте, справа от раки прп. Далмата Исетского и окружена заслуженным п очитанием.

 

   26 августа 2009г. в монастыре впервые в России был отмечен общецерковный праздник  Порт-Артурской иконы, велась видеосъемка.   Поклониться  прп. Далмату Исетскому  и чтимой воинской  Порт-Артурской  иконе 1904 г. приезжает много паломников со всей России.

 

 

4.            Мишкинские  хранители иконы.

 

31 декабря в последний день 2006 года, как уже знаете, по совету о.Варнавы я поехал в пос. Мишкино. Сразу прошел к церкви: это Свято-Троицкий храм, выглядевший превосходно. На правом клиросе я сразу увидел знакомую до малейшей черточки редчайшую, таинственную Порт-Артурскую икону. Настоятель храма о.Алексий (Фасола), узнав причину приезда, любезно разрешил мне исследовать сей образ и даже благословил в помощь для измерений своего сына Михаила.

Мишкинская церковь во имя Св.Троицы была освящена в 1908г. В 1936 году церковь закрыли в связи с арестом священника о.Василия (Половинкина) и членов церковного совета, но прихожане успели разобрать иконы для сохранения по домам. Далее храм использовался под зерносклад. Отгремела Вторая Мировая война. В 1948 году церковь открыли вновь и мишкинские хранители вернули все спрятанные образа[1]. Так наша икона была обретена ещё раз и сохранилась до настоящего времени. Мне известен только этот единственный случай в России сбережения Порт-Артурской иконы в своем приходе.

В январе 2009г. по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Константина,  Порт-Артурская икона из Мишкино была причислена в ряд местночтимых, чудотворных икон Курганской и Шадринской епархии.

Морской офицер, пожелавший остаться неизвестным, пожертвовал в киот иконы свой парадный кортик, модель «Булат» 1986г., бывший с ним в многих Дальних подводных походах.

Образ из пос. Мишкино вместе с другими чудотворными иконами епархии, обязательно привозится на поклонение на ежегодные епархиальные Православные выставки  «Добрый свет Рождества» в Курган.

Чудотворная икона Божией Матери «Порт-Артурская» 1907г. из пос.Мишкино была представлена в Екатеринбурге, в Храме на Крови с 6 по 30 апреля 2011г., в т.ч. Светлую седмицу.  Поклонились Святыне тысячи православных жителей г.Екатеринбурга.

 

Таким образом в нашей Курганской и Шадринской епархии обретено два исторических списка этого замечательного и таинственного П-А образа. Но какова его общецерковная история?

 

 

 

5.            История иконы «Торжество Пресвятой Богородицы»,  Порт-Артурской.

 

   В 1903 г. было видение Богородицы одному отставному  матросу ,  ветерану Крымской войны, живущему в  Бессарабии.   Божия Матерь повелела ветерану написать образ и отправить в крепость Порт-Артур, обещая свое покровительство и победу русскому воинству тотчас по прибытии святой иконы в крепость.

     Старик отнесся к явлению трезво и аскетически, не впал в восторженное состояние и не стал обращаться к СМИ. 11декабря 1903г.  матрос приехал к старцам Киево-Печерской Лавры и рассказал им о видении, желая узнать, знамением ли оно было. Старцы молились, чтобы узнать от Бога сие явление или нет. И только тогда, когда неожиданно в январе 1904г. японцы напали на Порт-Артур, ни у кого не осталось сомнений, что это было откровением.

     В настоящее время имеется   первое и единственное сохранившееся черно-белое изображение оригинала П-А иконы, выполненное П.Ф.Штрондой в Киеве в марте 1904г.  Фотография, из журнала «Русский паломник», №21 за 1904г. Что нам только возможно исследовать: это измерить пропорцию (отношение ширины к высоте иконы ) на данной фотографии -  0,66.   В настоящее время этот оригинал не обретен.

    Тысячи киевских паломников и богомольцев приняли участие в сборе средств на икону; каждый вносил по 5 копеек (больше не брали). В марте 1904 знаменитый иконописец Павел Федорович Штронда безвозмездно исполнил икону точно по описанию матроса самовидца: Богородица изображена стоящей на сломанных мечах,  держа в руках плат с Ликом Спаса Нерукотворного на фоне морского залива.

    Полное название образа «Торжество Пресвятой Богородицы», но народ сразу же стал называть икону «Порт-Артурской». Есть и другие названия: «Богородица на мечах», «Вратарница Дальневосточная» и «Неодержанная победа».  Вдовствующая императрица Мария Федоровна оказала покровительство иконе и распорядилась доставить её на Дальний Восток.

    Надо сказать, что порт-артурцы  с нетерпением ждали прибытия  П-А иконы.     

Но что происходило дальше с Порт-Артурской иконой иначе, как искушением назвать нельзя. Образ в крепость по различным  несущественным причинам доставлен не был и почти все войну находился во Владивостоке.

     Более того, в ноябре 1904 г. Священный Синод запретил исполнять списки (копии) Порт-Артурской  иконы, а готовые вообще вынести из храмов. Следовательно, списки изготовлялись с марта по ноябрь1904 г. Одновременно Синод не разрешил издателям Сойкину и Коркину печатать литографии образа;  значит  Православная Россия не была широко знакома с Порт-Артурской иконой.

   Однако, святой праведный о. Иоанн Кронштадский выступил в защиту образа и благословил отставного ротмистра Лейб-гвардии Уланского полка , а тогда  простого 50-летнего чиновника-канцеляриста Николая Николаевича Федорова доставить подлинную Порт-Артурскую икону в крепость, что, впрочем, не удалось и Порт-Артур пал.

    Н.Н.Федоров-это пример истинного христианина, сделавшего все, что бы доставить икону в Порт-Артур,  выдержать осаду крепости, победить в войне и, следовательно, прекратить надвигающуюся «оранжевую» революцию 1905-07г.  Доблестный офицер на пиратской китайской «джонке» (и это при наличии Императорского флота и адмиралов) уже дрейфовал у островов под Чифу, это в районе  Порт-Артура.  Но из-за  ветренной погоды не успел несколько суток, крепость пала.

   Расстроенный Н.Н.Федоров вернул Порт-Артурскую икону в Действующую армию генерала Куропаткина, а затем во Владивосток. Причем в армии иконе не был устроен достойный её величия прием.

Не выдержав, всех свалившихся на Россию несчастий,  Николай Николаевич  Федоров заболел и  скоротечно,  22 мая 1906 г.  скончался, так и не получив  копию иконы. Вдогон ему чиновники из Св.Синода  уже после смерти (через вдову)   отправили   письменный  отказ в снятии  списка (копии) с Порт-Артурской иконы для личного пользования.

Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего  смиренного, истинного  героя России и служителя Пресвятой Богородицы Николая!

    Защищенный же находившейся в соборе Порт-Артурской  иконой, практически безоружный и не укрепленный Владивосток  нисколько не пострадал от японцев.

    После русско-японской войны всеми забытая Порт-Артурская икона находилась в Успенском кафедральном соборе, который в 1930 году был закрыт, а в 1938 – взорван. И следы оригинала этого чудесного образа потеряны..

 Есть свидетельства, что с иконы были сделаны списки (копии). Копировал образ и сам Павел Штронда и другие иконописцы. К примеру, во Владивостоке была сделана копия в на медной доске масляными красками и уменьшенные варианты. Списки «в меру» (натуральную величину) исполняли до ноября 1904г. и монахини Ново-Девичьего монастыря в Санкт-Петербурге, впоследствии их копии Синодом запрещены.

    Через 100 лет после написания, стало ясно, что грозный и таинственный  образ «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурский), первый явленный в ХХ веке, , позже забытый всеми, пережил дореволюционный Священный Синод (сейчас Патриаршество) и всю Российскую Империю.

    К сожалению, дальнейшая  судьба оригинала Порт-Артурской иконы Божией Матери, написанной в 1904 году иконописцем П.Ф Штрондой, осталась неизвестной. Была ли она уничтожена? Или, в ходе кампании «по изъятию церковных ценностей», обращена в иностранную валюту? Или, подобно «Абалацкой-Знамение», ушла за кордон с отступающими частями Белой армии? А может, подобно в  свое время  Порт-Артурской иконе из Мишкино, тайно сберегается  кем-то из верующих в домашнем подполье?

Далее можно говорить об истории лишь чтимых списков этой таинственной иконы.

 

6.            Исторические списки Порт-Артурской иконы

 

 

     Порт-Артурская икона Богоматери – очень редкий, совершенно новый иконографический тип. Потому-то её и не приняла поначалу официальная церковь синодального периода. Стиль письма западные искусствоведы относят к  типу «Русская романтическая иконопись конца ХIХ- начала ХХ века». Одним из представителей этого направления был художник  В.М.Васнецов.  Для православных же стиль иконы не имеет никакого значения- лишь бы был  богоодухотворенным и написан по откровению или канонам.  

   Сохранение до нашего времени  редчайших списков знаменитой  иконы, прошедших  тот же тернистый путь, как и вся гонимая в ХХ веке Русская Православная Церковь, является лучшим подтверждением  их исключительности и святости. 

   Священнослужители  считают, что епархия или область России, где явлена икона, находится под особым покровительством Богородицы. Чем больше мы  найдем  дореволюционных, храмовых, намоленных  Порт-Артурских образов в разных частях страны, тем больше регионов будут находится под покровительством Богородицы, следовательно  крепче,  неделимее страна.

   Кроме того икона является одной из духовных нитей, связывающей братские православные народы России, Украины ,Белоруссии и Молдавии (Приднестровья).

 

Поэтому я сосредоточился на поиске Порт-Артурских икон  (2006-2012г.), Выяснил, что  по  настоящее время в России явлены, сохранены и изучены семь  дореволюционных,  исторических, храмовых, выносных  списков  образа  «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурской):

1. Владивостокский,1904г. (г.Владивосток, Покровский кафедральный собор); В ряду  местных Чудотворных епархиальных икон.

1.а  2-я копия на холсте, 1904г. (г.Владивосток, краевая картинная галерея).

2.     Далматовский, 1904 г.  (Курганская обл. Далматовский монастырь, Скорбященская церковь);

 3. Мишкинский,1907-08 г. (Курганская обл. пос.Мишкино, Свято-Троицкая церковь церковь); В ряду  местных Чудотворных епархиальных икон.

 4. Московский, начало ХХвека, (г.Сергиев Посад, церковно-археологический кабинет МДАиС).

5. Киржачский, начало ХХвека,  (Владимирская обл.,г.Киржач, Никольская церковь/кладбище/).

6. Ростовский уменьшенный список  с автографом автора П.Ф . Штронды,1904 , (г.Ростов-на Дону, Сретенском храм Архиерейского подворья). Возможно, является предварительным этюдом оригинала 1904г.

7. Тобольский, начало ХХвека,  (древнехранилище Тобольской и Тюменской епархии).

Последняя информация: дореволюционный список П-А иконы в состоянии, требующей реставрации, обнаружен в г.Калуге. Это 8 копия, подробностей пока нет.

Для полноты  исследования необходимо поставить вопрос:  сколько еще не изученных списков Порт-Артурских икон сохранилось в России? Ведь до 1917 года их писали все же в значительных количествах. Этого не знает никто, но думаю, что  эти иконы точно сохранились где-то по храмам  в глубине России или в запасных фондах провинциальных музеев. Например, в  г. Великом Устюге,по некоторой информации, имеется список П-А иконы.

Конечно, венцом исследования было бы  обретение Киево-владивостокского оригинала  П-А иконы, написанной П.Ф. Штрондой в 1904г., поэтому необходимо продолжить поиски.

  Ввиду особой значимости, все перечисленные списки  Порт-Артурской иконы включены  в Энциклопедию русской иконы,  которая  в нашей стране, да что там, во всем мире, только одна. Двухтомник под редакцией О.А. Платонова носит название «Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа. Русская икона и религиозная живопись». В нем содержится более 1000 статей и 3000 цветных иллюстраций лучших русских икон с древнейших времен до начала XXI века.

 

Фото смотреть    ТУТ

 

 

7.  Икона  и  вызовы  времени

 

      В истории России есть немало примеров, когда Пресвятая Богородица являла чудеса заступничества и выручала в самые трудные для страны дни. Наиболее известными в этом смысле,  чтимыми являются иконы  Богородицы: Тихвинская, Владимирская, Иверская, Донская, Казанская (у которой сохранились только списки, а оригинал утрачен ) и другие.

 

 

  Проклятие Порт-Артура

 Но я задался вопросом,  почему П-А икона является все же  основной и первой метафизически знаковой, даже сравнивания с  Валаамской, Державной, Августовской : Святых образов,  так же явленных при последнем царствовании Императора Николая II ?    И нашел! Гениальный разрушитель  Российской Империи (но и создатель СССР)   В.И.Ленин, совершенно прямо указывает: «Капитуляция Порт-Артура есть пролог капитуляции царизма»-это из его статьи  »Падение Порт-Артура» (1905).

 Думаю, лучше нам авторитета в политике и не найти. Но  Ильич под видом царизма имел, конечно, последнюю Православную Империю в мире, еще старающуюся  жить по христианским законам, это «Третий Рим» (удерживающий). Если бы Порт-Артур был не сдан, итоги русско-японской войны были другие, никакой «оранжевой» революции 1905/07 г. не было бы и история России пошла как то  другим путем, возможно, не таким трагичным.

 

 

Атомное Православие.

 

 Мы знаем, что в древние времена образ Нерукотворного Спаса, присутствующий на иконе, укреплялся на крепостных стенах русских городов как некий духовный щит.

 

14/09/2009. Саров. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что деятельность созданного на территории православного монастыря ядерного центра в Сарове спасла Россию и весь мир от самоуничтожения.

На встрече с нижегородской молодёжью  Предстоятель Русской Церкви выразил уверенность, что «появление ядерного оружия предотвратило третью мировую войну с её самыми страшными и губительными последствиями».

 «Именно здесь, в обители преподобного Серафима в Сарове наша страна получила оружие сдерживания, которое спасло ее в самый критический момент послевоенной истории ХХ века» — цитирует слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Интерфакс-Религия».

 

    Символично, что  29 августа  1949 г., а это как раз день  празднования  Порт-Артурской Иконы Божией Матери,  была  тогда и испытана первая советская атомная бомба,  ядерный щит страны был создан и глобальная монополия Америки  рухнула, чем защищена  Россия и до сих пор. Получается   Порт-Артурская икона Божией Матери  не одно десятилетие стоит на страже России и спасает   человечество  от  мирового  ядерного пожара.

 

 

Белый Дом, октябрь 1993г.

 

И последнее:  немногие знают, что перед самой трагедией октября 1993 года в год, когда по улицам Москвы прошли танки, в здании парламента был представлена  Порт-Артурская икона.. Но была  вывезена из здания Верховного Совета  РФ  за неделю, вместе с выставкой  других икон, как раз накануне тех трагический событий.

     Возможно,  если Порт-Артурская икона осталась (опять метафизическая переходная точка?) в Верховном Совете, то защитила бы законный парламент и история государства Российского  могла  пойти  иным путем.

    С другой стороны: да, погибли сотни людей, но реки крови не разделили наш народ и государство не распалось. Где истина. Как знать?  Пути Господни неисповедимы и Порт-Артурская  икона  Божией Матери  промыслительно покинула  Верховный Совет…

 

 

8.            Заключение

 

   Вот только сейчас в ХХI веке началось настоящее прославление образа «Торжество Пресвятой Богородицы», а ведь прошло более 108 лет с момента явления Богородицы матросу и написания иконы.

   В 2008г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II   был установлен давно забытый день  празднования  Порт-Артурской иконы в РПЦ МП   «16/29 августа. Иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская), 1904″. 

   Вспоминая ту далекую войну, мы задаемся вопросом, почему Господь не поспособствовал победе русского оружия? Возможно, потому, что не была проявлена наша верность Матери   Божией. Стяг, который подняла Матерь Божия на этой иконе, не был подхвачен. Поэтому Господь и допустил наше поражение, чтобы мы поняли, что без помощи Божией, без Покрова Божией Матери мы бессильны.

   Сейчас многие православные историки считают, что из-за невыполнения повеления Богородицы, бывшее следствием глубокого атеизма общества, Россия проиграла ту далекую войну. Следствием являлась череда революционных потрясений  лихорадящие Россию  весь ХХ век, да и продолжающихся по настоящее время.   Эти события названы большевиками  Первой русской революцией  1905/07г., но по современной терминологии можно сказать: это были «оранжевые» революции или террористические атаки, финансируемые  из-за рубежа.

   Эти революционные беды России и начались в 1904г. с атеистического настроя общества и как частность, непризнания официальными властями этой самой Порт-Артурской иконы. Поэтому через прославление образа,  мы  стараемся  исправить этот исторический  перелом.  

 Сейчас многие политологи считают, что Россия опять стоит на перепутье: ныне политическая обстановка очень напоминает тот далекий 1905г. Но, обладая историческим опытом, отношение знающих людей уже другое к знаменательному П-А образу. Многие ресурсные люди и патриоты России все это хорошо понимают.

 

 

ИТОГИ :

 

Подведем же результаты  наших совместных трудов по прославленнию Порт-Артурской иконы:

 

·                 -РПЦ МП объявила 29/16 авг. общецерковным праздником  П-А иконы.

 

                 -Изучение, поиск исторических списков П-А иконы. Информационная миссия моя .

Обретение и изучение всех дореволюционных копий (всего 7 ),  широкая информационная компания  в СМИ.

Материал по П-Артурской и заодно Абалакской иконах размещен в первой в мире такого высокого уровня, энциклопедии:  «Русская икона и религиозная живопись».

 Удавшаяся миссия автора по прославлению образа на Святой Земле и по всему Русскому Миру (Центральная Россия, Украина), по Интернету: Белоруссия, Приднестровье.

Открытие электронного церковно-исторического портала при храме П-А иконы в Кургане  http://pamyat.port-artur-hram.ru/

 

 

·                 - Постройка и освящение храмов в честь П-А иконы:

 

Во Владивостоке с 2003 г. уже имеется церковь  в честь Порт-Артурской иконы.  Сейчас в России заложено еще несколько храмов, посвященных  образу: в пос. Хасан, Приморского края, при штабе 5 армии в Уссурийске, в Екатеринбурге, Москве, пос. Бабино, Ленинградской обл. (РПЦЗ(А) и др. городах.

    В Кургане, председатель совета директоров ОАО «НПО Курганприбор» Сергей Николаевич  Муратов возвел храм, первый в Православном мире, выстроенный вновь, посвященный Порт-Артурской иконе.  Освящение  церкви  произведено 8 апреля 2012г. на  Вербное Воскресение (Вход Господен в Иерусалим) , Высокопреосвященнейшим  архиепископом  Курганским  и Шадринским  Константином.

 

 

·                 -В Курганской и Приморской епархиях, по благословению правящих архиереев, Порт-Артурские образа отнесены в местный ряд  чтимых, чудотворных икон.

Потому-то, первое общецерковное прославление Порт-Артурской иконы 29 августа 2009г. широко прошло там, где они сохранились: в Мишкино, Далматово, Ростове-на-Дону,  на Дальнем Востоке.  Этот праздник был широко освещен в СМИ и на телевидении.

 

 

   -Навечный приход через 106 лет  П-А иконы в Порт-Артур.

 В сентябре 2010г. был вновь открыт мемориал погибших воинов в Порт-Артуре (Люйшунь) в Китае. Это стало возможно благодаря  финансированию (около 13,5 млн.долларов) через фонд «Поколение» депутатом Государственной Думы Андреем Владимировичем Скочем и курированием работ  в Люйшуне вице-президентом этого фонда:  Кириллом Петровичем Елизаровым, а так же работе большой группы специалистов-реставраторов.  Приезжал в сент.2010 г. в Люйшунь (в советскую часть мемориала) и Президент РФ  —  Д.А. Медведев.

  Была отреставрирована кладбищенская Свято-Владимирская часовня, куда уже  навечно внесена Порт-Артурская икона (повеление Богородицы и народный завет  выполнен через 106 лет).  4 декабря 2010 года в Свято-Владимирской часовне на русском кладбище города Люйшунь (Порт-Артур) впервые за 60 лет был совершен молебен перед  Порт-Артурским образом Божией Матери, написанной иконописцем М.М.Осипенко. Сейчас там регулярно служатся поминальные молебны. 

Все это имеет глубокий метафизический смысл.  Можно считать , что то, далекое  из 1904 г.,  воля  Богородицы и  народная память, наконец,   выполнены…   Что же дальше?

 

 

·                 -Массовое прославление П-А иконы:

Патриах Кирилл в ноябре 2011г. пожертвовал П-А икону в Успенский собор Антиохийской православной церкви в Дамаск(Сирия).

Написаны списки в Сербию, США, Португалию и др. страны мира.

Крестные ходы по всему Православному миру. В Хабаровске установлена мозаичная , драгоценная П-А икона, работы худ. Г.Павлишина на самой границе с Китаем.

Многие списки находятся сейчас в различных приходах и Храме Христа Спасителя.

Военные корабли ходят Северным Морским Путем под окормлением иконы, массовое наличие воинской П-А иконы в частях.

***

 

 

 

Люди и П-А икона

Фото смотреть  ТУТ

 

… По моим наблюдениям, читатель, как и 108 лет назад, современное общество разделилось на две группы населения:

 

-  На людей, принимающих чисто формально,  равнодушно и часто только по долгу служебных обязанностей , это нынешнее массовое явление и прославление Порт-Артурских икон.  Все, что не касается денег (мамоны) их особо не интересует.  Про таких давно сказано в Откровении Иоанна Богослова : «Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3,15-17).  Тут еще надо дополнить: попадались мне на пути исследования  и вообще  откровенные жулики.

 

-  И тех неравнодушных, по счастью которых было большинство, встретившихся мне на пути при исследовании истории образа. Людей, по складу ума государственников, поверивших в промыслительность находок и искренне принявших на Веру новое явление Порт-Артурской  Божией Матери. Но, особо, мне  хочется   заметить про избранных:  пассионариев,  для которых  однажды, сверкнув  Божией  Искрой , выбранная ими цель  стала  главным  в жизни.  Такие люди были  всегда,были  и  в 1904 г.

 

   За время изучения истории образа мне пришлось познакомиться с множеством достойных, гармоничных  граждан,  представляющие как бы срез из нынешнего православного общества: от архиепископов, священников, богословов и монахов – до простых жителей, крестьян, рабочих, предпринимателей и чиновников ; от профессоров, врачей, художников и журналистов — до солдатских матерей, паломников, церковных старушек, нищих и бесноватых; от генералов, директоров и ректоров- до призывников, пожарных-топорников, казаков и отставных матросов.

Одно у всех общее: они являются патриотами России.  

 

Достойнейший   пример нам подает из того далекого 1904г.  ротмистр Николай Николаевич Федоров, пламенный  пассионарий, возможно, один из немногих православных  людей из всей Российской Империи, озадачившийся выполнением пожеланием  Богородицы.  И  в одиночку, практически  один,  чуть  не выполнил  народный завет о пожертвовании   Порт-Артурской иконы в осажденный  Порт-Артур.   Вечная ему память!

 

***

 

   Итак:  В настоящий момент , Порт-Артурская икона  достойно прославлена, наш русский народ  в большей своей массе относится сейчас  к образу очень почтительно. И, как видно из данного выступления, в этом Богоугодном деле немалый вклад внесен курганцами: цитаделью  Православия в Зауралье, Свято-Успенским Далматовским мужским  монастырем, во главе с Священноархимандритом  монастыря — архиепископом Курганским и Шадринским Константином и наместником игуменом Варнавой.  Еще я хотел бы  отметить  настоятеля Св.Троицкой церкви в пос.Мишкино-о.Алексия (Фасолу) и Советника губернатора, генерал-майора В.В.Усманова.  Было еще  много других скромных помощников, в рамках данного доклада перечислить всех невозможно. Желающие могут прочитать про этих достойных людей в моем исследовании: «Правда о П-А иконе». В архивном виде книга выложена на сайте «Храма в честь П-А иконы» в Интернете. http://pamyat.port-artur-hram.ru/

 

Сейчас всем нам надо соборно молиться у этого сильнейшего воинского образа за укрепление  Православия, возрождение и защиту  России, окончание политических смут.  И Порт-Артурская икона, конечно, по Промыслу Божиему, обязательно поможет просящим…

«По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29) .

 

История иконы «Торжество Пресвято/pЕще я хотел бы й Богородицы» (Порт-Артурской)  продолжается…

 

7 июня 2012г. 

Н.Б.Павлов

Член Зауральского 

генеалогического общества им. П.А.Свищева.

 


[1] Федченко М.Н. РПЦ на территории Курганской области (1943 – нач. 2000-х гг. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета; 2006 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>