АБАЛАКСКАЯ ИКОНА 4

АБАЛАКСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ИСТОРИИ РОССИИ 4

ЧАСТЬ 4  (Курганская  и Шадринская  епархия: в различных храмах, г.Шадринск )


4.1.   Абалакская икона в храмах Курганской и Шадринской епархии

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ

 

 

***


4.2. Абалакские иконы Божией Матеpи в Шадринске, увиденные  31 мая 2010г.


В  Шадринском государственном педагогическом институте 31.05.2010г.  состоялась презентация  изданного  сборника  II  Всероссийских Ильинских  молодежных научно-богословских чтений. http://www.shadrinsk.info/2010/06/05/novosti-shgpi-4/


17 [800x600]Шадринский государственный педагогический институт

 

Я приехал на конференцию по приглашению советника  губернатора Курганской области, генерал-майора в отставке Владимира Викторовича Усманова, как автор статьи об Абалакской иконе.

 

Обл.


21 [800x600]Советник В.В.Усманов и  ДЗИОВ Артур Русланович. первый проректор ШГПИ, кандидат филологических наук, доцент


22 [800x600]

Директор Екатеринбургского духовно-просветительского центра им.А.Ильина, доктор философ.наук, профессор Анатолий Петрович Ветошкин и В.В.Усманов

Началось пленарное заседание, докладчики  стали выступать с докладами


23 [800x600]

Выступает иерей Михаил  Ширяев, руководитель епархиального отдела катехизации и образования. Конференцию окормляет Абалакская икона Божией Матери

 24 [800x600]Выступление генерал-майора В.В. Усманова

 

Но перед заседанием, генерал  В.В.Усманов договорился с местными историками , что  мне покажут иконы и, главное, дадут их сфотографировать. Из личного опыта знаю, что вообще то духовенство крайне неохотно идет на такие контакты.  В.В. Усманов  предоставил мне для объезда Шадринских храмов свой служебный автомобиль.

И по Промыслу Божиему мне удалось увидеть все выставленные для почитания, совершенно открыто- образа.  Надо сказать, что иконы в Шадринске замечательные, много старинных. Но  описывать  их, как и  не менее замечательные храмы, все же не входит в задачу данной статьи.


 25 [800x600]В помощь мне выделили псаломщика Анатолия, с которым мы и объехали Шадринские церкви. Анатолий бывший научный сотрудник, преподаватель ШГПИ, ныне оцерковленный


Начали мы с Воскресенской церкви на кладбище.
Воскресенская кладбищенская церковь – каменная. Была заложена в 1872 году. Строительство ее было закончено в 1880 году, в том же году было совершено и освящение. Престол один – во славу Воскресения Христова.

 

 

26 [800x600]

 

Размерами своими вполне удовлетворяла своему назначению. С внешней стороны отличалась полным благоустройством и очень красивою архитектурою в византийском стиле. Одноглавый большой купол заканчивался полусферическою крышей и довольно высокой двухъярусной колокольней

 

 

27

Внутренний интерьер, псаломщик Анатолий возносит молитву о начале богоугодного дела


28


Сначала я увидел традиционную икону «Знамение» и подумал,что ошиблись верующие, но потом увидел и Абалакскую икону (отличается тем,что есть еще изображения св.Николая Мирликийского и прп.Марии Египетской)


29 [800x600]

Икона Абалацкая Божия Матерь, начало ХХ века. Воскресенская  церковь


30 [800x600]

 

Попутно осмотрели захоронение четырежды Георгиевского кавалера Черемесина  Василия Алексеевича и другие


31 [800x600]

 

В Воскресенском соборе  я был приятно удивлен: в иконной лавке продавали Порт-Артурскую икону

***


Далее проехали в Никольскую церковь  (остановлюсь подробнее,  т.к. здесь была сделана неожиданная находка)   Свято-Николаевский храм основан в 1788 году. Первый деревянный храм был разобран через четыре года , а на его месте в 1793 году был заложен фундамент под строительство каменного двухэтажного храма. Через три года после закладки престол нижнего храма был освящен в честь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.

 

32 [800x600]


Строительство верхнего храма закончилось в 1802 году, когда он был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Рост численности прихожан диктовал необходимость расширения храма и в 1845 году как с южной, так и с северной стороны были заложены каменные двухэтажные приделы.

 

 

33 [800x600]

 

Через три года уже были установлены в нижних храмах иконостасы и приделы освящены с южной- в честь Рождества Честнаго Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а с северной — в честь Пророка Божия Илии.


34 [800x600]

В Никольской церкви было малолюдно

 

   

По приезду мой провожатый Анатолий опять стал коленно-преклонно молиться, я же сотворив короткую  молитву, начал осмотр  икон. Вскоре я увидел  икону Абалакской Божией матери.


35 [800x600]

Была  видна только одна прихожанка


36 [800x600]

Абалацкая Божия Матерь, начало ХХ века. Никольская   церковь.

 

 

Помню, спросил я Анатолия:  есть может быть еще иконы Божией Матери Абалакской?  Церковь старинная  — Нет, ответил он и снова углубился в свою личную молитву.

  37 [800x600]

 Ларец с святынями


Но на одном из поворотов и прохода из придела в придел я увидел ларец с святынями а над ним на стене какую то древнюю икону «Знамение». Я мгновенно пригласил Анатолия, что бы изучить (мне разрешено было осматривать иконы только в его присутствии).


38 [800x600]А над ларцом  со  святынями  заметил икону Абалакскую


39 [800x600]


Анатолий подошел и стал прикладываться к ларцу с мощами и молиться пред иконой, про которую мне сказал, что это «Знамение»,  как и было написано на табличке


40


Но я сразу обратил сначало на клейма по сторонам ковчега иконы, а затем заметил полустертую  старинную надпись, гласившую «Абалакская Божия Матерь»


41 [800x600]


42 [800x600]


Так и есть! Клейма по краю иконы св.Николая Мирликийского  и  прп. Марии  Египетской! Да, это Абалакская икона, по каким то соображениям подписанная как «Знамение»!


43

Абалакская  икона из Никольской церкви


К сожалению у меня не было рулетки, что бы измерить образ, но сразу можно сказать: иконография не свойственна Абалацким иконам, написанным в начале ХХ века. Размер же первообраза, по сведениям церковного историка протоиерея Александра Сулоцкого, составляет, в переводе на метрическую систему, примерно 89 на 79 сантиметров.

Иконописцы в 19 веке старались не отходить от канонов, а в начале ХХ века уже нет. Этот тип иконописи свойственен 19 веку  (см.омские списки) и,  быть может и более ранним.  И восходить  к первообразу:  утерянному оригиналу Абалакской иконы из Тобольского Абалакского монастыря, т.е. вообще  к 17 веку!

Доска же на которой была написана икона имела вид очень ветхий, краска тоже  изрядно осыпалась, что можно объяснить только следующими обстоятельствами: Недостаточно благоприятные условия хранения были в предварительно время до пожертвования в Никольскую церковь. Иконы 19 века, при надлежащих условиях хранения так не дряхлеют. — Икона очень древняя, ей несколько сотен лет.

***


Думая об этой явно старинной Абалакской иконе мы с Анатолием   пошли к Спасо-Преображенскому собору.


44 [800x600]

     

     Спасо-Преображенский собор, первая каменная постройка Шадринска, заложен в 1771 г. с благословения епископа Тобольского Варлаама. Строительством руководил настоятель Успенского Далматовского монастыря игумен Адам Аркудинский. Строительство собора велось в два этапа: конец 18 в. строится здание храма, в 1820-21 гг.– колокольня.

Архитектурный ансамбль собора искусствоведы относят к « Украинскому барокко » не без влияния русской архитектуры. С 1929 по 1970 гг. собор претерпел значительные изменения; были разрушены колокольня, порталы главного и боковых входов ограждения и часовни собора, произведена частичная перестройка.


45 [800x600]


К сожалению в тот день был закрыт,но я был тут за полгода до мая 2010г. и Абалакскую икону тогда видел и сфотографировал.


46 [800x600]

Шадринск.  Спасо- Преобр. Собор. Абалакская икона  нач.20 в.   Не совсем каноничная, вместо прп. Марии   Египетской  выполнен Свят.-Митрополит Алексий


47 [800x600] Надвратная икона  Спаса Нерукотворного.

Но я не мог тогда удержаться и не рассмотреть чудо ХI века: надвратную икону Спаса Нерукотворного.   Читать -ТУТ    и      ЗДЕСЬ

 

Здесь 28 ноября 2007 г. — в православном храме Спасо-Преображенского собора, где настоятель священник Владимир (Карелин), произошло чудо… удвоение иконы


48 [800x600]

 

Удвоенная икона Спасителя, отобразившаяся на стекле и прислоненная к белой стене, выглядит как позитив.  Та же икона, прислоненная к бордовому полотну, как негатив. На удвоении видно, что оно немного другое: сильно вытянуто по вертикали и является большим по объему, чем подлинник.


49 [800x600] Окинув прекрасный вид на реку Исеть, открывающийся от Спасо-Преображенского собора, я распрощался с провожатым Анатолием (он остался молиться) и отправился снова на конференцию в ШГПИ


50 [800x600]

 

Надо сказать меня с нетерпением ждали с докладом. Здесь в уже непринужденной  обстановке, я рассказал всем заинтересованным лицам об своем  поиске  Абалакских  икон в г.Шадринске


IMG_7513 [800x600]1


И последнее, что я сделал в Шадринске-это вручил сборник «Зауральская генеалогия №4″ Вере Сергеевне Талызиной.  Дело в том,что в сборнике есть мой очерк о нашей семейной истории , а так же о семье земского врача из Куртамыша-Якова Сергеевича Талызина.

Его сын Сергей Яковлевич Талызин был другом моего моего отца  Б.К. Павлова прямо с рождения  обоих в 1913г.-  по 1995г. (они умерли в один год).

Читать историю семьи Талызиных — ЗДЕСЬ


IMG_7510 [800x600]

В.С. Талызина-преподаватель ШГПИ (дизайн), внучка земского врача Я.С.Талызина


Павлов,Талызин,Золотавин.1 мая 1986г. [800x600]

1 мая 1986г. Куртамыш, день рождения родителей.У нас во дворе друзья на протяжении  всей жизни: хирург К.И.Золотавин (сын репрессированного священника), учитель Б.К. Павлов, учитель С.Я. Талызин-все ветераны ВОВ.

Подумал тогда, а ведь все друзья: Б.К.Павлов, С.Я. Талызин, К.И. Золотавин,  первые двое, как коренные куртамышцы, прекрасно  были  осведомлены об Абалакской  иконе Божией Матери.


Предварительные итоги:

1. В 3 церквах Шадринска, которые я посетил  действительно есть Абалакские иконы, но все, за  одним исключением, начала ХХ века.

2. В Никольской церкви обнаружилась Абалакская икона отличающаяся от всех других начала ХХ века.

2.1. Иконография не свойственна Абалацким иконам, написанным в начале ХХ века. Иконописцы в 19 веке старались не отходить от канонов, а в начале ХХ века уже нет. Этот тип иконописи свойственен только 19 веку  (см.омские списки) и,  быть может и более ранним.  И восходить  к первообразу:  утерянному оригиналу Абалакской иконы из Тобольского Абалакского монастыря, т.е. вообще  к 17 веку!  Уж не с одного  ли ряда с «Наместницей» 1637г.?

2.2. Внешний вид. На вид очень старая. Доска же на которой была написана икона имела вид очень ветхий, краска тоже  изрядно осыпалась, что можно объяснить только следующими обстоятельствами:

— Недостаточно благоприятные условия хранения были в предварительно время до пожертвования в Никольскую церковь. Иконы 19 века, при надлежащих условиях хранения так не дряхлеют.

— Икона  древняя, ей несколько сотен лет.

 

Вывод:  для исследования датировки  Абалакской иконы из Никольской церкви необходима профессиональная  искуствоведческая экспертиза. Ввиду того,что известно в России и зарубежье только о списках  Абалакской не ранее 19 века, наличие Абалакских икон в г.Шадринске  начала ХХ в. и особенно,как миниум 19 в.:  является уникальным.

Написано было в июне  2010г. Н.Б.Павлов

***

Далее   ЧАСТЬ 5

***

Назад   ЧАСТЬ 3

Назад   ЧАСТЬ 2

Назад   ЧАСТЬ 1

***

/p

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>