Как уже упоминал, по благословению священноначалия и в связи с принятой мной программой прославления Порт-Артурской иконы в нашей епархии, решил сделать пожертвования в наиболее близкие мне храмы:
Во вновь выстроенный Храм в честь П-А иконы в Кургане.
В Храм Святого Духа, Свято-Духовского архиерейского подворья в пос. Смолино.
В церковь св. Прокопия Устюжского с. Чернавское, Притобольного района.
В Петропавловскую церковь г. Куртамыша, моей «малой родины». Дело в том, что все наши Павловы и Абалаковы с 19 века крестились, венчались, причащались в этом храме, я нашел соответствующие церковные документы. Напоминаю,что здесь находится другая чудотворная икона епархии: «Абалакская Божия матерь». Об этом событии информация далее.
В Свято-Успенский Далматовский монастырь: там 8 марта 2012 г. по Промыслу Божиему, впервые встретился с пожертвованной Порт-Артурскорй иконой
Пожертвование Порт-Артурской иконы в церковь Св.вмч. Георгия Победоносца в пос.Увал,г. Курган, как воинскому храму
Церковь Св. вмч Георгия Победоносца на Увале, наравне с храмом Порт-Артурской иконы, так же является воинским храмом у нас в епархии. Это гарнизонный деревянный храм в честь Георгия Победоносца, находящийся в поселке Увал, в лесу, в 5 км от города. Поэтому совершенно необходимо нужно было пожертвовать этот самый образ Порт-Артурской Божией Матери туда
У нас в Кургане сложилась традиция: в новогоднюю ночь 31 января 2012 проводить в церкви Св. вмч. Георгия Победоносца.
Кроме того, с Крестными ходами, вышедшими из курганского храма в честь Порт-Артурской иконы , пожертвованы образа:
в церковь села Крестовского,Шадринского р-на
в Свято-Казанский Чимеевский монастырь
***
19 июля 2012г. Пожертвование фотографического списка ПОРТ-АРТУРСКОЙ ИКОНЫ в ПЕТРОПАВЛОВСКУЮ ЦЕРКОВЬ г. КУРТАМЫША. Знакомство с достопримечательностями Куртамышского района.
Итак, 19 июля 2012 г. мы, православные жители Кургана, поехали на мою «малую родину»в старинный зауральский городок Куртамыш. Состав нашей бригады был следующий: автор, жена Наталья Наримановна, сноха Ольга, руководитель епархиального паломнического отдела Наталия Анатольевна Быстрова (урожденная Куртамыша), а возглавил нашу духовно-историческую экспедицию: ключарь Храма Святого Духа, Свято-Духовского архиерейского подворья в пос. Смолино, игумен Иларион (Лоскутников Николай Дмитриевич).
Дело в том, что о. Илларион имеет глубокие «куртамышские» корни: он является прямым потомком основателя Куртамыша в 1745 г.-слободчика Антона Лоскутникова. Кроме того: дед игумена: Сапрыкин Михаил Александрович (1883-1938)был священником церкви в селе Ключики, это рядом с Куртамышом.
Справка: Сапрыкин Михаил Александрович . Родился в 1883 г., с.Ключики Куртамышского р-на; русский; б/п; Арестован 21 сентября 1937 г. Приговорен: Тройкой УНКВД по Челябинской обл. 26 ноября 1937 г., обв.: по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации, ст.58-10, 11. Приговор: к ВМН. Расстрелян 27 января 1938 г. Реабилитирован 31 марта 1958 г. Курганским облсудом.
http://www.kurtamysh.com/p21.htm
http://lists.memo.ru/d29/f252.htm
Вскоре я займусь исследованием истории священника М.А. Сапрыкина, вполне возможно оформить и представить материалы в епархиальную комиссию по канонизации по причислению его Церковью к Новомученикам и Исповедальникам ХХ века.
Ввиду особого значения г. Куртамыша для автора, на информации об этой нашей экспедиции, я остановлюсь более подробнее, включая семейную историю и некоторые исторические экскурсы.
***
Первым делом в Куртамыше мы проехали к церкви Петра и Павла,1808 г. постройки. Надо сказать,что мы жили поблизости, колокольный звон был слышан во дворе, а учился я в начале 1960-х г. в базовой (начальной) школе вообще через забор. Вся история нашей семьи связана с этим храмом, а о.Илариона на клиросе здесь пела бабушка.
Так выглядела церковь Петра и Павла в конце 19 века. На переднем плане бывший базар и торговые ряды. В 1930-е г. его разобрали и выстроили ту самую начальную школу, которую заканчивали мы с игуменом Иларионом.
Но до 1930-х г. площадь у церкви была главной для собраний. Первомайская демонстрация на Базарной площади у Петропавловской церкви. Снимок примерно 1926-27 года, Куртамыш.
Куртамыш. Петропавловская церковь, фото начала 1960-х, слева от нее: здание педагогического училища, бывший дом купца Углицкого, построенный в начале ХХ века. Справа: ворота в ту самую базовую школу, где мы учились как раз в то время. Все фото с сайта http://www.kurtamysh.com/
Современный вид Петропавловской церкви
Приехав в Куртамыш, первым делом мы проехали к церкви. На переднем плане начальная (базовая для педучилища) , которую мы заканчивали (каждый в свое время) с игуменом Иларионом
Приблизившись, мы увидели вновь воздвигнутый Поклонный Крест, как раз напротив школы.
О.Иларион возле захоронения своего знаменитого предка: слободчика Антона Лоскутникова.
о.Иларион прочитал молитву у Креста и мы все пошли в храм.
Так выглядит церковь Петра и Павла в настоящее время. В центре насосная станция. Я помню в её постройку в начале далеких и безбожных 1960-х, тогда разрыто много людских останков: это место бывшего старинного кладбища.
Подъехали и подошли к церкви, вдали видна моя начальная школа.
В самой церкви неожиданно мы увидели пустой киот чудотворной Абалакской иконы Божией матери. Но это была скорее приятная информация, дело в том ,что после настоятельных уговоров и с благославления Высокопреосвещеннейшего архиепископа Курганского и Шадринского Константина, куртамышцы все же дали свою знаменитую Абалакскую икону для поклонения в Екатеринбург, на Царские Дни -2012.
Читать- ТУТ
Но в храме осталось много других замечательных икон (См.-ТУТ), которые мы почтили
Напомню,что куртамышская церковь Петра и Павла была вновь открыта самой первой на территории Курганской области на Пасху, 2 апреля 1942 г. и с тех пор не закрывалась. Все иконы сохранены были.
Далее мы торжественно вручили (пожертвовали) фотографический список чудотворной Порт-Артурской иконы из пос. Мишкино: проиерею Александру (Тимушеву), настоятелю Петропавловской церкви, благочинному Южного благочиния. Тепло распрощавшись с о. Александром мы покинули территорию.
И неожиданно,в церковном дворе я встретил своего одноклассника (выпуск 1973 г.) Владимира Викулина с семьей. Мы не виделись много лет и такая неожиданная встреча! Владимир живет на Крайнем Севере, работает в нефтегазовой отрасли.
Далее мы поехали на старое куртамышское кладбище.
***
2. Старое куртамышское кладбище
Немного истории: на этом погосте в свое время были захоронены:
Дед Константин Захарович Павлов (8 янв.1868-5 марта 1921г). , учитель, много лет служивший заведущим мужским двуклассным училищем (было 5 классов) и необъяснимо погибший в 1921 г. Но могила не сохранилась,только знаем,что была в восточной старинной части кладбища.
Куртамыш, 1912г. Выпуск министерского мужского двухклассного начального училища (с 5-тилетним сроком обучения).Преподаватели слева направо: С.Т.Тюпкин -учитель, К. З. Павлов-заведующий училищем, о. Виталий (Милицын)-законоучитель, М.Л. Кондаков- учитель, военрук. Сидят учительницы: Е.И.Лосева (Маурина),М.А. Зеленовская (Тюпкина), К.И.Кичигина. Фото из фондов Куртамыш.музея. Ничто не напоминает приближающуюся историческую грозу.
Куртамыш , апрель 1919г. Выпуск земского училища (еще власть адм. Колчака). Второй ряд, второй слева: К.З. Павлов.
Куртамышское мужское 2-х классное училище (учились 5 лет). На втором этаже была казенная квартира заведующего. Павловы здесь жили до постройки собственного двух-этажного дома в 1910г. (бывшее КБО)
Про деда читать : «Представитель правящего класса», авт.А.Кузьмин.
***
Бабушка Анна Дмитриевна Павлова (Абалакова), (20 июля 1882-14мая 1959г.). Всю жизнь работала учительницей, причем с 1902 по 1917 в церковно-приходской школе при Петропавловской церкви.
.Про бабушку читать : «Учительница первая моя», авт. А.Свинкин
Куртамыш,1912 г. Выпуск церковно-приходской школы при Петропавловской церкви. Преподаватели слева направо: Павлова Анна Дмитриевна (бабушка), дьякон Глеб Данилович Коптяков -награжден серебрянной медалью «За усердие»- о.Федор(Карпов), благочинный-награжден орденом Св.Анны 3 степени, о. Виталий /Милицын),причислен к Новомученикам и исповедникам ХХ века, Русанова Елена Михайловна-заведующая ЦПШ. Фото из фондов Куртамышского музея.
В 1921г. Анна Дмитриевна осталась вдовой с тремя малолетними детьми. Как то они выжили (замуж не выходила больше) и всем детям смогла дать дневное высшее образование еще до войны. Перед своей кончиной бабушка взяла слово с отца Бориса Константиновича,что на её поминках, по христиански, не будет ни капли спиртного. Что и было выполнено неукоснительно. В семейной истории осталось, как волевая, мудрая женщина, у потомков в памяти имеет громадный авторитет.
Куртамыш,1957 год, дети и внуки Анны Дмитриевны Павловой (1882-1959), она в центре на руках с автором Николаем Павловым.
Налево от нее: Валентина Константиновна Короткова-дочь (1918-63), врач, жила с семьей в Калининграде/Keningsberg/,затем в г. Октябрьском, Башкирия, дети Надя,Миша,Боря, муж- Василий Ефимович (1918-89), фронтовик, майор морской авиации.
Направо: сын Борис Константинович Павлов(1913-95),учитель, фронтовик, дочь Таня, сын Миша, жена-Зоя Петровна (1927-2006).
История семьи- ТУТ
Далее мы поехали на старое Куртамышское кладбище
***
Итак, мы приехали на старое Куртамышское кладбище. Надо сказать что за захоронением мы с братом Михаилом и моей семьей как то стараемся следить.
К памятнику доставили списки чудотворных Порт-Артурской и Абалакской икон
Игумен о. Иларион отслужил полным чином заупокойную Литию по усопшим: деду Константину, бабушке Анне Дмитриевне, а так же о всех православных христианах, похороненных на данном погосте.
На этом духовная часть нашей поездки была выполнена. Впереди была историческая часть экспедиции.
***
3. Краеведческий музей
http://www.kurtamysh.com/p4.htm
Далее мы проехали в замечательный Куртамышский краеведческий музей им. Н.Д. Томина. В сожалению директор Станислав Владимирович Батуев был в командировке в Кургане. Тем не менее мы внимательно изучили все отделы и экспонаты.
Здание музея-это до революции 1917 г. жилой дом купцов первой гильдии: братьев Шахриных. Что интересно: дальний их потомок- ныне лидер рок-группы «Чайф» Владимир Шахрин из Екатеринбурга.
Экспозиция каменного века
Затем мы рассмотрели очень интересный экспонат:
МУМИФИЦИРОВАННУЮ ГОЛОВУ ЧЕЛОВЕКА ЭПОХИ РАННЕГО
РУССКОГО ЗАСЕЛЕНИЯ КУРТАМЫШСКОГО РАЙОНА (эта версия сейчас спорна)
«В музее им. Н.Д. Томина в экспозиции зала из археологической лаборатории КГУ появился уникальный экспонат – мумифицированная голова человека жившего 250-300 лет назад…
За все это время удалось выяснить, что первое упоминание об открытии мумифицированной головы относится к 1966 — 1968 г г. Именно в эти годы проводились торфоразработки в Куртамышском районе.
В составе следственной группы находился судмедэксперт Василий Ефимович Казанцев (1944 — 2005 гг.), осмотревший и описавший останки мумифицированного мужчины. К сожалению, точное место находки установить пока невозможно, отмечу лишь то, что наиболее богатые торфом болота находятся к западу и северу от г. Куртамыша в районе с. Пепелино, Косулино и д. Кузьминовки.
Рис.2 головы
Как сообщил при передаче экспоната В.И. Казанцев, найденный человек был одет в старинную одежду («типа кафтана»), особенно примечательными показались крупные деревянные пуговицы, обтянутые кожей. Рядом были обнаружены нагайка и какое-то ржавое «оружие», что позволило сотрудникам милиции прозвать его «казаком». К огромному сожалению, ни тела, ни одежды, ни сопроводительного инвентаря не сохранилось…»
С. В. Батуев : » По материалам сборника Емельяновские чтения, Курган 2006 г.»
Полностью читать- ТУТ
***
ОТ АВТОРА:
Мне кажется возраст мумифицированной головы «куртамышского человека» необходимо проверить современными методами, возможно, он намного старше: более 2-3 тыс. лет. Дело в том, что в Европе в музеях (в основном в Дании и Германии) кое где есть мумифицированные «болотные» люди, все они возрастом не менее 2 тыс. лет. Ведь современные торфяные залежи представляют собой поверхностные образования, возрастом около 12 тысяч лет (тысячи, а не сотни лет!) И рост на них торфа всего 2-4 мм/год. Напомню,что торфяники образуются из первичного озера, подверженному заболачиванию. http://ru.wikipedia.org/wiki/Условия_сохранности_органических_остатков_в_условиях_торфяников
- Статья энц. ВИКИ: «БОЛОТНЫЕ ЛЮДИ»-«…Большинство погибших, согласно результатам радиоуглеродного анализа, жило 2000 − 2500 лет назад, но существуют и более древние находки, как, например, женщина из Кёльбьерга, умершая около 8000 года до н. э. (археологическая культура Маглемозе)» http://ru.wikipedia.org/wiki/Болотные_люди
Не будем забывать,что тип этого «куртамышского человека»: европеоидная раса . Вообще, по принятой мировой терминологии для подобных находок, можно наименовать: «человек из Куртамыша». И если только он жил более 3 тыс. лет назад, то вполне мог быть из тех самых таинственных ариев, которые через наши места пришли из Европы в Индию. Например, их древний город Аркаим находился относительно недалеко, в Челябинской области. Или происходил из более поздних потомков ариев: скифов и сарматов. Эти народы, в числе других, в окрестностях Куртамыша оставили после себя множество древних курганов. Один из них может наблюдать любой желающий: при подъеме в гору от села Шмаково в сторону Куртамыша, направо, на горизонте виден т.н. «Царев курган». Напомню название областного центра Кургана произошло от несохранившегося рукотворного холма-кургана: «Царево городище«.
По словам начальника археологической лаборатории КГУ Д.Н. Маслюженко — данный курган, это захоронение вождя и относится к т.н. «гороховской» культуре: прим. 5 век до н.э., раннего железного века . Всего у нас в области более 80 только «царевых курганов» различных исторических эпох. А всего курганов около 1000.
» Тысяча курганов
В Курганской области около тысячи курганов, степных пирамид, только не каменных, как в Египте, а — земляных. Их оставили племена, населявшие Зауралье в I тысячелетии до н.э. Потом часть племен ушла на север и, поселившись в богатых газом и нефтью районах, стала народами ханты и манси, а часть – на запад, где стали венграми».
В.Р.Мединский, министр культуры http://chel.kp.ru/daily/25793.4/2775475/
Добавлю от себя: и не мудрено, ибо здесь, согласно трудов евразийца-историка Л.Н. Гумилева и начинается Великая Степь, центр Евразии, если хотите -Хартленд (от англ. Heartland — «срединная земля», «сердцевинная земля») — массивная северо-восточная часть Евразии.
Все эти исторические находки могут уточнить исторические данные о Великом Переселении народов (ариев) во 2-5 тысячелетии до н.э. (не путать с Великим Переселением народов в 3-7 веках н. э., это сравнительно недалекие времена Атиллы, гуннов и остготов). Конечно, это только гипотеза, необходима тщательная проверка.
Если же возраст «человека из Куртамыша», как и написано в статье: 250-300 лет, то совершенно другое наше отношение должно быть- ведь этот человек был христианином. Его тогда можно назвать «Куртамышский воин» — т.к. он был военный и погиб (утоп) на службе, ибо «нет большей любви, чем положить живот свой за други своя!» Тогда место воина, как первопоселенца-христианина, явно в храме или монастыре.
Итак, все зависит от датировки. Современные методы 2000-х годов это позволяют: радиоуглеродный анализ может датировать предметы с точностью до столетия. Кроме того возможно определить генетическую ДНК, т.н. «гаплогруппу рода». Напоминаю, что гаплогруппа древних ариев. протославян, современных восточных славян, а так же индусов из Индии и иранцев: R1a1. Сходство многих слов в языках: древнеславянского и санскрита (древний в Индии) это подтверждает. Добавлю еще, что генетические исследования сейчас признаны во всем мире: например, имеет юридическую силу для суда установление отцовства методом ДНК.
Но ясно одно : при находке в 1960-е г. научный анализ не был проведен (да и не было в то время таких технологий): присутствовали не специалисты-археологи, а судебный эксперт В.Е. Казанцев и,возможно, краевед В.А. Яблоков. Я его помню, он был учителем рисования в средней школе /см. фото. В.А. Яблоков третий справа/. Конечно, очень жаль, что не сохранилась остальная часть тела «человека из Куртамыша» и его лошадь.
Но почему опытнейший ученый-археолог, ныне покойный С.Н. Шилов уже в 2000-х годах не провел радиоуглеродный анализ? По крайней мере он ничего не пишет в своей статье, опубликованной в различных сборниках. Будем надеятся, что когда то эти исследования будут произведены в полном объеме.
* P.S. По последней информации от директора музея С.В.Батуева (февраль 2013) нашелся очевидец обретения этой мумифицированной головы человека. По его словам, тогда в 1960-е строили дорогу Куртамыш-Звериноголовское и ближе к Казахстану и нашли . Причем был найдены мумифицированные: всадник, конь и собака, а так же предметы вооружения и одежды. Был вызван следователь, но отделив голову, все остальное закопали поблизости. Место очевидец опредилить сейчас уже не может.
Кроме того кафедра истории Курганского гос. университета в мае 2013 г. собирается определить возраст этой головы мумифицированного человека методом радиоуглеровного анализа в Германии. Но ДНК исследование , к сожалению, уже технически не осуществимо. О результатах обязательно соообщу посетителям сайта.
***
Литература по теме:
- Шилов С.Н., Маслюженко Д.Н. НАХОДКА МУМИФИЦИРОВАННОЙ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА ЭПОХИ РАННЕГО РУССКОГО ЗАСЕЛЕНИЯ ЛЕСОСТЕПНОГО ПРИТОБОЛЬЯ стр. 27-29. ЕМЕЛЬЯНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. Материалы I межрегиональной научно-практической конференции, Курган, 19-20 апреля 2006 г. Скачать-ТУТ
- ЗАУРАЛЬСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ. »ИСТОРИЯ МУМИФИЦИРОВАННОЙ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ФОНДОВ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ», стр.4-5. ВестНикъ. ГАзетА ДискуссиОННОГО клуБА истОРическОГО фАкулЬтетАкуРГАНскОГО ГОсуДАРствеННОГО уНивеРситетА . №3(3) НОЯБРЬ 2011 ГОДА
Скачать статью из «Вестникъ №3 (3) Ноябрь, 2011″;
Исторический факультет КГУ -ТУТ
- Маслюженко Д.Н., Шилов С.Н. «О на-
ходке мумифицированной головы человека эпохи раннего рус-
ского заселения лесостепного Притоболья» // Интеграция
археологических и этнографических исследований. Материалы
XIV международного научного семинара. Красноярск-Омск,
2006. С. 279-282.
Очень коротко : Про арьев. (Не путать с арийцами!)
http://bulochnikov.livejournal.com/696824.html
СПРАВКИ:
Что можно почитать :
- Индоарийцы http://rugiland.narod2.ru/indoariitsi/
- Андрей Буровский «Предки ариев» http://lib.rus.ec/b/166862/read
- Анатолий Клёсов : » Русь — прямые потомки ариев»
- Анатолий Клёсов: «ГАПЛОТИПЫ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН — ДЕВЯТЬ ПЛЕМЁН?»
- Анатолий Клесов: «ИОСИФ И ЕГО БРАТЬЯ, или ВЗРОСЛЫЕ ИГРЫ С МОЛЕКУЛЯРНОЙ ГЕНЕАЛОГИЕЙ»
- Владимир Бершадский: «Кто такие АРИИ?» /критика теории/
- БРОШЮРЫ О ГЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ http://www.molgen.org/molgenfiles/Books/DNA-genealogy_2_rus_molgen_org.pdf
- Дерево генетическое арийской гаплогруппы Y-DNA Haplogroup R and its Subclades – 2012 http://www.isogg.org/tree/ISOGG_HapgrpR.html
- Дерево генетическое всего человечества Y-DNA Haplogroup Tree 2012 http://www.isogg.org/tree/ISOGG_YDNATreeTrunk.html
- Филогенетическое древо R1a.http://www.semargl.me/blog/2012/10/09/r1a-tree/?fb_ref=wp&fb_source=group
Кроме того :
ОСТОРОЖНО! Антинаучный вброс каких то русофобских сил
«Лицо русской национальности, или крах популярной расологии»
ОПРОВЕРЖЕНИЕ: «Русские — это финны. Вот уже восемь лет»
Об авторе: Клёсов Анатолий Алексеевич (Anatole Klyosov).
На протяжении 12 лет – профессор биохимии Гарвардского университета (Центр биохимии, биофизики и медицины Гарвардской медицинской школы).
В СССР (России) – доктор химических наук, профессор Московского университета им. М.В.Ломоносова, заведующий лабораторией Института биохимии им. А.Н.Баха Академии наук СССР. За исследования в области биологического катализа был удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола (1978) и Государственной премии СССР (1984). С 1989 г. Живет в Ньютоне, Массачусеттс.
По некоторым данным : » … Итак, несколько огрубляя и упрощая, получается, что из каждых 20 «русских праотцев»:
********** 10 – автохтоны-арийцы (праславяне, скифы и сарматы);
***** 5 – «византийские беженцы»: переселенцы из Восточного Средиземноморья, с Балкан и Кавказа;
*** 3 – автохтоны-финны;
* 1 – скандинав, заезжий варяг;
* 1 – древний кельт либо более поздний переселенец из Западной Европы.
Конечно, генофонд русских – это не «сборная солянка», а синтез с образованием нового единства. Генетические комплекты исходных групп полностью перемешались, за исключением тех признаков, которые передаются через Y-хромосому и отражаются не на лице, а на более скрываемых участках тела.
Для простоты можно считать, что русские, по своему происхождению, это синтез арийцев с византийцами в соотношении 2:1, с небольшими вкраплениями финнов, кельтов и викингов. Отсюда, при желании, можно вывести множество спекуляций по поводу национального характера».
Отсюда: «Что означают гаплогруппы. Про «финно-москалей» и «арийцев -укров».
См. док. фильмы:
- Док.фильм ВВС «Загадки ДНК-В поисках Адама»
http://www.youtube.com/watch?v=dk9A9SYrf8I
У кого есть желание и деньги, то узнать свою гаплогруппу по ДНК можно — ТУТ
***
Далее мы продолжили осмотр музея
Это гусятник-мушкет заряжавшийся с дула картечью с капсюльным воспламенением. Только один выстрел, но какой! Гусь в отличии от уток чуток и не подпускает людей. Поэтому Вавила заранее делал на берегу схрон и сторожил. Как стая перелетных гусей садилась-палил. До 10 гусей зараз.Отец,в 15 лет-1928г.,как оруженосец таскал его за ним,иногда давал палить-не зря стал пиротехником
В крестьянской избе
Поблагодарив служителей музея, мы поехали знакомиться уже с географией Куртамышского района.
По пути заехали в южный район г. Куртамыша: т.н. ЗАИМКУ, где я показал место бывшей церкви в честь Абалакской иконы Божией Матери. Она была освящена в 1916 г. и разрушена в 1930 -е. Это место бывшего пищекомбината.
***
Уникальное озеро «Узково»
Озеро «Усково»,находящееся в 18 км от Куртамыша, имеет для местных жителей некое особое ритуальное значение. При любой хвори люди едут сюда совершить омовение или просто традиционно ежегодно. Привожу фото 1960 г. моей группы из детского сада, нас обязательно для здоровья ежегодно привозили на это целебное озеро.
1960 г. оз. УсковоАвтор- первый ряд, третий слева
Итак, мы проехали на уникальнейшее щелочное озеро «Узково». По составу воды есть только 3 п/a одобных в мире (Африка и Америка). Ввиду того,что мост через речку Ольховка был закрыт на ремонт, пришлось объезжать проселком. Дорога проходила среди полей, пораженных страшной засухо/p /aй, в каком то знойном мареве.
Про озеро читать -ТУТ
Засуха
Камыш сохранилась только в низинах и болотах
оз.Усково. Выступающая особая сода (щелочь) на прибое
Несмотря на удушающую жару и сезон народу было мало, это объяснется тем, что вчера с самолета трав∓или клещей,МЧС всех разогнали, обычно в сезон не/li/ul/aгде машину припарковать.
Вид на берег из воды
Напоследок прямо в воде я сделал фотоавтопортрет
И собравшись, прямо с озера мы выехали через Куртамыш в Курган.
Цели экспедиции были полностью выполнены.
Для полной информации об оз.Усково привожу фото 20 июля 2012 г. На следующий день после нашей поездки, на озере для принятия грязевой ванны был брат Михаил со знакомыми.
***
Николай Борисович, спасибо за репортаж! С удовольствием прочла и посмотрела фотографии. Жаль, что не заехали к нам…
Вы как всегда молодцы — не сидите на месте!))
Очень интересный и познавательный материал. Спасибо!