5. Истор. МДА и С; Киржач

 

6.  Московская Духовная Академия и Семинария. Музейный список Порт-Артурской иконы  до 1917г.

О том, что еще один из дореволюционных уменьшенных списков интересующей меня иконы есть в Московской Духовной Академии, я узнал из литературы  и  сети Интернет в самом начале своих исследоpваний.

Уменьшенная историческая копия иконы (после 1906г., но не позже 1917г.). Предыдущая история неизвестна. Находится в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии

 

Долгое время мечтал побывать в Сергиевом Посаде. По электронной почте вступил в переписку с семинаристом Артемом Головчанским, который в Академии несет послушание экскурсовода, к тому же написал курсовую работу по истории Порт-Артурской иконы. Он пригласил меня  при возможности посетить их музей. Этим приглашением решил  обязательно  воспользоватся, так как другого шанса попасть в закрытый для широкого посещения церковно-археологический кабинет Духовной Академии (музей мирового уровня)  вряд ли бы представилось.

И шанс наконец появился. В июле 2009г. мы с женой Наталией Наримановной были в паломнической поездке по Украине через православную службу «Радонеж». Очень понравилось нам, святости и реликвий здесь не меньше чем на Святой Земле. На обратном пути решили посетить еще Владимир и Суздаль. Но на сей раз путевка у нас оказалась туристическая, что оказалось неудачно.  Например: на ознакомление с главной святыней русского православия Троице-Сергиевой Лаврой туристическая программа выделила всего 3 часа. Сравним: на поклонение святыням Киево-Печерской Лавры паломникам отводилось два дня, столько же и на Свято-Успенскую Почаевскую Лавру.

 

Фотоочерк. Троице-Сергиевая лавра.

Азиатские туристы

Московская Духовная Академия и Семинария

Московская Духовная Академия и Семинария 
Семинаристы

 

Но делать нечего,  после кратчайшего ознакомления с архитектурными достопримечательностями Лавры,  когда группа начала закупать сувениры, я побежал (по другому все мои передвижение здесь не назовешь)  в Московскую Духовную Академию и Семинарию, к счастью находившуюся на территории  монастыря. После долгих поисков  Артема Головчанского, я  вручил  ему для библиотеки Духовной Академии все свои материалы по истории  иконы.

 

А.Головчанский с пожертвованной литературой.

После чего на ознакомление с церковно-археологическим кабинетом  у меня осталось 15  минут. С Артемом, удивляя  неторопливые группы экскурсантов-клириков и девиц из регентских отделений,  мы быстро проследовали через череду  прекрасных выставочных залов музея  прямо в зал , где представлены Богородичные иконы.  Рассмотрели Порт-Артурский образ, сфотографировали святыню.

 

В церковно-археолог.кабинете МДАиС. П-А икона.
Актовый зал МДАиС

Артем Головчанский

 

Данный список хранится в застекленном стенде, он уменьшенного размера, на голубом фоне, подписан: «Порт-Артурская икона», но пропорция 0,67. Считаю, что список  выполнен  после 1906г., но конечно до 1917г. , является  так же редким (не зря представлен в музее) .  Далее хитрый семинарист, только ему ведомыми кратчайшими путями,  провел меня на поклонение в Троицкий собор прямо к главной святыне:  раке Свт. Сергия Радонежского.  Оба поклонились.  На прощание выпили с Артемом  Головчанским  монастырского кваса и я побежал к  стоянке автобуса , где ожидали   высказывающие уже крайнее раздражение наши  туристы.

 

Прощание с Артемом

 

На этом  мое скоротечное  посещение в 2009г. Троице-Сергиевой Лавры было окончено, хорошо,что 30 лет  назад, еще студентом я был здесь целый день. Можно сделать вывод: Порт-Артурская икона в церковно-археологическом кабинете МДАиС имеется и даже предствлена, как музейный экспонат.

 

***

 

7.  По следам иконописца. Киржачский список до 1917г.

Сразу после начала своего исследования в 2006г., изучая материалы сайта Санкт-Петербургского Леушинского подворья, автор обнаружил статью иконописца Михаил Михайлович Осипенко (старшего) :

«В  1980-е годы мы с братом Сергеем работали в г. Киржаче, в единственном действующем храме на кладбище – реставрировали росписи. В этом храме оказалась необычная икона, которая называлась «Порт-Артурская Богоматерь». Раньше я такой никогда не видел. Икона меня поразила. Она была копией с подлинной, мера в меру, сделанной около 190p5 года. Прочитав её название, тут же, естественно, вспомнил о легендарной осаде Порт-Артура, крейсерах «Рюрикеnbsp;», «Варяге», о русско-японской войне. Возникло желание сделать список с необычной иконы…».

Позднее в Интернете появилось сообщение,что Осипенко, один из самых лучших иконописцев современности, выполняет списки понравившейся иконы, но его списоки несколько отличаются от  прообраза-оригинала. Иконы работы М.Осипенко находятся сейчас в Храме Христа Спасителя в Москве, в Морском соборе в Спб., были в крестных ходах в Сербии, Грузии, Австралии и др. странах.

 

М.М.Осипенко
2005г.П-А икона работы М.М. Осипенко со скаутами в Австралии.

 

В декабре 2009г. Фонд  Порт-Артурской иконы (есть и такой) организовал Крестный ход с иконой по Камчатке, участвовал сын иконописца, тоже Михаил (младший). С ним мы поддерживаем переписку по эл. почте.

Видео «СОЮЗ»,   «Камчатка 2009г.»      ТУТ 

 

Первоиерарх РПЦЗ митрополит Илларион и Михаил Осипенко (младший)

Недавно Миша  любезно передал мне предложение отца Михаила Михайловича Осипенко, написать Порт-Артурскую храмовую икону и для нашей Курганской и Шадринской епархии.

Киржачский список до 1917г. в киоте

 

У меня созрело решение узнать об иконе в г. Киржаче как можно больше. Летом  2009г. во время поездки по Золотому кольцу, отбившись от туристической группы, я зашел в управление Владимирской и Суздальской епархии. Управляющая канцелярией – очень приветливая  инокиня Ксения – внимательно выслушала мой рассказ о поисках и находках, о поразительных событиях, связанных с иконой. Вручил ей все материалы по иконе, получил взамен литературу по Владимирской епархии.

Но главное:  сестра Ксения пообещала помочь в поисках. Слово свое сдержала – позвонила в Курган, подтвердила, что такая икона в их епархии есть, сообщила телефон протоиерея Киржачского кладбищенского храма о.Андрея (Зацепина) и сказала, что тот готов оказать содействие. Я связался по электронной почте с о. Андреем, получил от него подробные снимки, отправил материалы своих исследований. Но, кажется, ему не интересна история икон, по крайней мере мне он больше не писал.

Таким образом мне  стало известно нахождение пятого дореволюционного списка иконы и его фотография. Этот список из Никольского кладбищенского храма, находящийся сейчас в достойном киоте, представляет копию Порт-Артурской иконы. Он  вполне мог выполнен  в 1904 г., но уж точно, считаю я, что до 1917. Размер 124 х 76 см., пропорция 0,61, тонкое письмо на золото-чеканном фоне.

 

Киржачский список до1917

 

Отличие – Богородица попирает один меч, а не два; орнамент по периметру иконы необычный: цветочный, видимо, сделан по трафарету; надпись про «10 000 богомольцев» приспо соблена под рамку, так как шрифт мелковат. По сохранившейся инвентарной описи Никольской церкви 1948г., выполненной исполкомом г.Киржача , этот храм был совершенно пуст, все иконы и даже иконостас отсутствовали. Следовательно, данная Порт-Артурская икона была принесена  во вновь открытый этот храм откуда то из другого места, может подполья. Больше никаких сведений я не нашел.

 

Фото 2010г. Освящение  Порт-Артурского образа работы М.М.Осипенко у исторической иконы в Никольской кладбищенской церкви в г.Киржаче.

Чин освящения иконы. о.Андрей, М.М. и Михаил Осипенко.
Две П- А иконы

 

 

Выводы.

В г. Киржаче, в Никольской кладбищенской церкви  действительно имеется исторический список начала ХХ века Порт-Артурской иконы с неизвестной судьбой, несколько отличающийся от оригинала 1904г.  (По моему списку-пятый)

Есть предположение,что этот список выполнен все же  в Центральной России , например в Тверской  губернии (имеются косвенные сведения,что там выполняли). Но не следует путать с копиями  1904г. в «меру»  работы  монахинь Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря, ведь до запрещения Св.Синодом там  тоже недолго снимали копии. Для справки:   возможный аналог их-Владивостокский список.  Исследователю есть,чем заниматься.

Недавно  появилась  новая информация:

Архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским назначен архиепископ Кирилл, ранее возглавлявший Ярославскую и Ростовскую епархию. Который 8 октября 2011 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведён в сан митрополита и была образована Екатеринбургская и Верхотурская митрополия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Кирилл_(Наконечный).

Одновременно выяснилось, что митрополит Кирилл начинал служение в Никольской церкви в г.Киржача. Именно там находится один из 7-ми известных дореволюционных списков Порт-Артурской иконы. Иначе, как Божием Промыслом, это совпадение назвать нельзя. Можно предположить,что Владыка Кирилл быстро достроит начатую еще Владыкой Викентием церковь в честь Порт-Артурской иконы в Екатеринбурге .

 

***

Продолжение  Части 6 

 

  Назад

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>