1.Истор. Нач.ХХ века

В мае 2010г. вышел в свет второй номер журнала «Русское поле Зауралья»(№2, май 2010)

http://www.kurgan.orthodoxy.ru

 Журнал «Русское поле Зауралья» — периодическое издание, рассчитанное на широкий круг читателей, которое издается по благословению Архиепископа Курганского и Шадринского Константина. Учредителем является Фонд Великого Благоверного князя Александра Невского, возглавляемый С.Н. Муратовым.

 

     

 

Второй номер журнала был посвящен 65-летию со Дня победы в Великой Отечественной войне. Статья «Второе столетие в истории» (сокр.) из рубрики «Вера православная» посвящена истории Порт-Артурской иконы Богородицы, потере и обретению ее списков.

 

 

Эту базовую  статью привожу здесь, но уже как полный  текст, с очень значительной дополнительной  новой  информацией, иллюстрациями и электр. ссылками.

 ***

 

 

Н.Б.Павлов

 

ВТОРОЕ  СТОЛЕТИЕ  В  ИСТОРИИ

(ПОРТ-АРТУРСКАЯ  ИКОНА   В  ХХ-ХХI В.)

 

«И возвратилась в дом Свой…»     Лк. 1, 56

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

1.   Истор.  Нач. ХХ века

2.   Истор.  Иерусалим-Владивосток

3.   Истор.  Далматовский  монастырь

4.   Истор.  Пос. Мишкино

5.   Истор.  МДА и С;  Киржач

6.   Истор.  Ростов и Тобольск

7.   Истор.  Украина

8.   Истор.  Молдова. Икона и наше время

 

***


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

1.  Порт-Артурская икона в Люйшуне (Порт-Артуре) 2003-2012 г.г.

2.  Информация о Порт-Артурской иконе из дореволюционных источников начала ХХ века (журнал «Русский Паломник» №21 за 1904г. и  Владивостокские епархиальные ведомости 1904-1908 г.г.)

3.  Неожиданное явление жертвователя Порт-Артурской иконы в Далматовский монастырь в 2004г.- Георгия Дудина. Новые подробности истории Далматовского списка Порт-Артурской иконы

4.  ХРАМ  ЧУДЕСНО  ОБРЕЛ  ИСТОРИЧЕСКУЮ  ПРЕСТОЛЬНУЮ  ИКОНУ!

16 июля 2013 г. в Курган была благотворительно пожертвована редчайшая Порт-Артурская икона 1904г. Написана она в Спб. в Воскресенском Новодевичьем монастыре в апреле 1904г.
Известный нам её путь: Санкт-Петербург — Новгород Великий — Свердловская область, г.Реж — Краснодар — Курган

 

***

 

 

 

 НАЧАЛО  ХХ ВЕКА

 

 

        1.    Сколько икон Богородицы? 

В 2003 году исполнилось 100 лет  Явления Божией Матери «Порт-Артурской». Икона стала первым богоданным образом ХХ века, ныне, по его прошествии, названного веком Русской Голгофы. Как ни странно прозвучит, но именно в ХХ веке Божия Матерь явила Свою славу как ни в какое другое время. Никогда еще в истории не было явлено столько откровений, знамений, чудес Божией Матери, как в тот ушедший век … Молитвенный покров Божией Матери над Россией в ХХ веке – великая тайна и великое чудо Божией Милости. Увидит ли сейчас Россия сие знамя Божией Матери? Обратит ли свой взор к нему? Вступив в XXI век, мы не должны забыть благословения Пречистой, данного более века назад. Об истории образа и новых Явлениях  столетних икон «Торжество Пресвятой  Богородицы» (Порт-Артурской)  в России и нашей Курганской области рассказывается далее…

Прежде всего я хотел уточнить: моим объектом исследования стали только основные для богослужения, храмовые, в большинстве своем выносные, очень редкие Порт-Артурские иконы, написанные до 1917г.  Эти богородичные иконы были не поддерженными  церковными властями того далекого времени Российской Империи, а далее  просто уничтожаемые  революционными вандалами. Сохранение до нашего времени списков забытой  иконы, является лучшим подтверждением их избранности.

Так  сколько же храмовых икон Богородицы находится сейчас на территории бывшей  Российской Империи?  Точного ответа на этот вопрос не знает никто. Но примерно можно подсчитать: по данным, приведённым на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года Патриархом Кириллом в РПЦ было 160 епархий, 30 142 прихода(11тысяч на Украине, 1,5 тысячи  в Белоруссии), плюс 788 монастырей, в том числе 386 мужских и 402 женских.

В каждом храме как минимум две-три храмовых иконы с ликом Богородицы. Кроме того имеются тысячи храмов в других православных конфессиях(например, РПЦ(З) состоит  из 9 епархий, более 400 приходов, 20 монашеских общин или Русская  Православная Старообрядческая  Церковь, где около 260 храмов), еще другие конфессии, музеи  и в домашнем подполье, вероятно иконы есть. Получается, что более 100 тысяч образов.   В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований её икон.

Чтобы ориентироваться в таком количестве изображений, существует понятие иконографического типа. Среди богородичных икон выделяется четыре основных типа: Оранта (Знамение), Елеуса (Умиление), Одигитрия (Сидящая с Богомладенцем), Агиосоритисса (Деисусная, Молитвенная).  Остальные иконы – своеобразная редакция основных типов или, как говорят иконописцы, извод. (Все справочные материалы из электронной энциклопедии « Википедия»).

 

 Иконография,   близкая к Порт-Артурской иконе.

 

Икона Свт. Вероники в  Александро-Невском  Русском подворье в Иерусалиме по иконографии напоминает Порт- Артурскую,  (но вообще то считается католической).

 

Темой икон иногда становятся  события, празднуемые Церковью, связанные с  почитанием Богородицы и святынь,  например   «Покров Пресвятой  Богородицы» .

 

Порт-Артурская икона Богоматери – очень редкий, совершенно новый иконографический тип. Потому-то её и не приняла поначалу официальная церковь синодального периода. Стиль письма западные искусствоведы относят к  типу «Русская романтическая иконопись конца ХIХ- начала ХХ века». Одним из представителей этого направления был художник  В.М.Васнецов. Для православных же стиль иконы не имеет никакого значения- лишь бы был  богоодухотворенным и написан по откровению или канонам.

Как пример, вот этот громадный харьковский габелен 2,2х3,8 м,  сохраняемый в церкви Иконы Казанской , но в основном повторяющий оригинал и применяеый при богослужениях. Точней детали дела прояснил художник Виктор Верховод, выпускник архитектурного факультета ХИСИ (ныне Харьковский национальный университет строительства и архитектуры): икона Божией Матери Порт-Артурской написана в харьковском Казанском храме в июне-июле 2000 г. на холсте, наклеенном на западную стену внутри храма, слева от входа.

 

Порт-Артурская икона Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы» , 2000г. Церковь Казанской иконы Божьей Матери, г.Харьков, р-он Лысая Гора.Украина.

 

В истории России есть немало примеров, когда Пресвятая Богородица являла чудеса заступничества и выручала в самые трудные для страны дни. Наиболее известными в этом смысле,  чтимыми являются иконы  Богородицы: Тихвинская, Владимирская, Иверская, Донская, Казанская (у которой сохранились только списки,а оригинал утрачен ) и другие. В последние годы к этому ряду наиболее чтимых образов стали причислять вновь обретенные к концу ХХ века:  Державную, Августовскую, Валаамскую и прославляемую  нами  Порт-Артурскую.

Но я задался вопросом,  почему П-А икона является все же  основной и первой метафизически знаковой, даже сравнивания с  Валаамской, Державной, Августовской : Св. образов,  явленных при последнем царствовании Императора Николая II ?    И нашел! Гениальный разрушитель  Российской Империи   В.И.Ленин, совершенно прямо указывает: «Капитуляция Порт-Артура есть пролог капитуляции царизма»-это из его статьи  «Падение Порт-Артура» (1905)   http://www.marxists.org/russkij/lenin/works/9-23.htm   Думаю, лучше нам авторитета и не найти. Но  гениально-бесноватый  Ильич под видом царизма имел, конечно, последнюю Православную Империю в мире, где как то старались жить по христианским заповедям  или  «Третий Рим» (удерживающий).

 

 

  2.   Для победы русского воинства. Киев-Владивосток 1904 

 

«За грехи наши и беззакония мы в поругании и посмешище всех окружающих нас.

Не во главу, а в хвост стали мы в глазах чужеземцев и всего этого заслужили.

У тебя, Господи, правда, а у нас на лицах — стыд»

                                                                                                                                  (Даниил 9 гл.)

 

 

 

В 1903 г. было видение Богородицы одному отставному  матросу  (имя Феодор,как и по другим данным некий Л.Е. Катинский-не подтвердилось), ветерану Крымской войны, живущему в  Бессарабии.

По некоторым последним данным к бессарабской странице истории Порт-Артурской иконы еще имел отношение Лев Катанский,тогда проживавший в местечке Бричаны Бессарабской губернии.

(КАТАНСКИЙ Лев Евфимьевич (?—после 1917), коллежский асессор, писатель, публицист, редактор «Русского знамени», автор гимна Союза Русского Народа)

 

За два месяца до начала Русско-Японской войны 1904-05 гг. старый матрос, участник обороны Севастополя во время Крымской войны 1853-56 гг., удостоился чудесного видения.

 

Божия Матерь повелела ветерану написать образ и отправить в крепость Порт-Артур, обещая свое покровительство и победу русскому воинству тотчас по прибытии святой иконы в крепость.

 

Конечно, это не тот матрос. Но фото показывает,как мог быть выглядеть старик- самовидец явления Богородицы в то время 1904г.

 

Русские паломники-богомольцы начала ХХ века.

 

Старик отнесся к явлению трезво и аскетически, не впал в восторженное состояние и не стал обращаться к СМИ. 11декабря 1903г.  матрос приехал к старцам Киево-Печерской Лавры и рассказал им о видении, желая узнать, знамением ли оно было. Старцы молились, чтобы узнать от Бога сие явление или нет. И только тогда, когда неожиданно в январе 1904г. японцы напали на Порт-Артур, ни у кого не осталось сомнений, что это было откровением.

 

2009. Киев, Карась-галерея

Июль 2009г.  Киев, ул. Андреевский спуск, д 22а.  Нынешнее здание арт-галереи «КАРАСЬ» (по фамилии хозяина).Арендуемая  иконописная  мастерская, где  в 1904г. Павел Федорович Штронда,  возможно, написал свою знаменитую икону «Торжество Пресвятой Богородицы» Порт-Артурскую. Сейчас здесь проводятся выставки т.н. «современного искусства»-отвратительные глазу православных христиан.

 

 

Тысячи киевских паломников и богомольцев приняли участие в сборе средств на икону; каждый вносил по 5 копеек (больше не брали). В марте 1904 знаменитый иконописец Павел Федорович Штронда безвозмездно исполнил икону (иконописная мастерская  П. Штронды  была в р-не ул.Андреевский спуск) точно по описанию матроса самовидца: Богородица изображена стоящей на сломанных мечах,  держа в руках плат с Ликом Спаса Нерукотворного на фоне морского залива.

 

Фото оригинала П-А иконы,1904г.


Текст из журнала !Русский паломник»,№21 за 1904г.


Фото с большими трудностями, было приобретено автором  Н.Павловым у  Государственной Публичной Исторической Библиотеки в Москве в марте 2011г. (публикуется впервые).

Это   первое и единственное сохранившееся черно-белое изображение оригинала П-А иконы,выполненное П.Ф.Штрондой в Киеве в марте 1904г.  Фотография, из журнала «Русский паломник», №21 за 1904г. Что нам только возможно исследовать: это измерить пропорцию (отношение ширины к высоте иконы ) на данной фотографии —  0,66.   В настоящее время оригинал не обретен.

Вот еще дополнительное описание оригинала Порт-Артурской иконы из того же журнала, но найденное мной в другом источнике (в библиотечном варианте не сохранилось):    «Образ написан на золотом чеканном фоне, — сообщал читателям журнал «Русский Паломник». — Высота его с рамою 2 аршина полтора вершка, без рамы — 1,75 аршина. Ширина — 1,5 аршина, без рамы — 1 аршин полтора вершка. Композиция всей иконы, фигуры, цвета, детали одежд и подробности окружающей Богородицу обстановки переданы точно в том виде, в каком запомнилась они севастопольскому ветерану. По краям образа эмалированной вязью сделана надпись: «Торжество Пресвятыя Богородицы. В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству далекой России от святых обителей Киевских и 10000 богомольцев и друзей».

 Полное название образа «Торжество Пресвятой Богородицы», но народ сразу же стал называть икону «Порт-Артурской». Есть и другие названия: «Богородица на мечах», «Вратарница Дальневосточная» и «Неодержанная победа».  Вдовствующая императрица Мария Федоровна оказала покровительство иконе и распорядилась доставить её на Дальний Восток.

Надо сказать, что порт-артурцы  с нетерпением ждали прибытия  П-А иконы.  Тут уместно вспомнить о Романе Исидоровиче Кондратенко, прославленном генерал-лейтенанте, имя которого — среди героев русско-японской войны 1904—1905 гг., рядом с вице-адмиралом С. О. Макаровым. Именно Р. И. Кондратенко являлся волевым и душеподъемным стержнем обороны русского дальневосточного форпоста. 

 

Генерал Р.И. Кондратенко.

     

Вот что рассказал о своем знаменитом предке атаман сумского казачьего полка Сергей Кондратенко:  «Интересный факт, судьба генерала Кондратенко связана с судьбой чудотворной иконы Божьей Матери «Порт-Артурская».  Генерал Кондратенко знал об Порт-Артурской иконе, очень ждал ее, всячески содействовал ее прибытию в крепость. Но искусственные бюрократические проволочки задержали ее прибытие. Многие чиновники по месяцу держали икону в своих домах, мечтая о чудесах для себя лично. Когда святыня прибыла во Владивосток – генерал погиб. Потом о ней забыли. Она так и не дошла до крепости Порт-Артур. Люди ослушались слов Божьей Матери…»

 

Но что происходило дальше с Порт-Артурской иконой иначе, как искушением назвать нельзя. Образ в крепость по различным  несущественным причинам доставлен не был и почти все войну находился во Владивостоке.

Более того, в ноябре 1904 г. Священный Синод запретил исполнять списки (копии) Порт-Артурской  иконы, а готовые вообще вынести из храмов. Следовательно, списки изготовлялись с марта по ноябрь1904 г. Одновременно Синод не разрешил издателям Сойкину и Коркину печатать литографии образа;  значит  Православная Россия не была широко знакома с Порт-Артурской иконой.

Свт. прав. о.Иоанн Кронштадский

 

Однако, святой праведный о. Иоанн Кронштадский выступил в защиту образа и благословил отставного ротмистра Лейб-гвардии Уланского полка , а тогда  простого 50-летнего чиновника-канцеляриста Николая Николаевича Федорова доставить подлинную Порт-Артурскую икону в крепость, что, впрочем, не удалось и Порт-Артур пал.

 

1904 г. Хозяева-китайцы пиратских джонок

 

1904 г. Китайская джонка

 

    Н.Н.Федоров-это пример истинного христианина, сделавшего все,что бы доставить икону,  выдержать осаду крепости, победить в войне и, следовательно, прекратить надвигающуюся «оранжевую» революцию 1905-07г.  Доблестный офицер на пиратской китайской «джонке», нанятой за громадные деньги (и это при наличии Императорского флота и адмиралов) уже дрейфовал у островов под портом Чифу , это уже недалеко от  Порт-Артура. Но из-за ветренной погоды не успел несколько суток, крепость пала.

 

Возможно так Н.Н.Федоров в одиночестве дрейфовал с П-А иконой на лодке в р-не Чифу (Порт-Артура) в декабре 1904 г.

 

Расстроенный Н.Н.Федоров вернул Порт-Артурскую икону в Действующую армию генерала Куропаткина, а затем во Владивосток. Причем в армии иконе не был устроен достойный её величия прием.

Не выдержав, всех свалившихся на Россию несчастий,  Николай Николаевич  Федоров заболел и  скоротечно,  22 мая 1906 г.  скончался, так и не получив  копию иконы. Вдогон ему чиновники из Св.Синода  уже после смерти (через вдову)   отправили   письменный  отказ в снятии  списка (копии) с Порт-Артурской иконы для личного пользования.

 

Нам всем, думается, будет небезразлично, что сказал в 1905г. архимандрит Павел, глава Русской Православной миссии в Корее, об этом событии: «Честь и слава господину Федорову, слава Богу, что явился на Руси человек, явивший ту христианскую доблесть   и ту веру, в которых —увы! —многие из нас ныне ослабли. История иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» подала всем нам очевидное и знаменательное вразумление. Она явилась испытанием нашей общей веры (а не отдельных людей), и самое ее происхождение так же необычно, как и тот урок, который преподан нам с такою силой в Порт-Артуре».

 

Упокой Господи душу раба Божьего Николая, память о нем навсегда останется в наших сердцах!

Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего смиренного, героя России и служителя Пресвятой Богородицы Николая!

 

Из доклада Николая Федорова Святейшему Синоду // документ  

См. первоисточники: Владивостокские епархиальные ведомости 1904-08 г.г.

 

 

Порт-Артур. Фото начала 1900-х годов. Церковь Свт. Николая Чудотворца, куда должна быть доставлена икона «Торжество Пресвятой Богородицы».

 

Защищенный же находившейся в соборе Порт-Артурской  иконой, практически безоружный и не укрепленный Владивосток  нисколько не пострадал от японцев.

 

Владивостокский Успенский кафедральный собор, разрушенный в 1938г. Именно из него пропал забытый всеми оригинал Порт-Артурской иконы, написанный П.Ф.Штрондой в Киеве в 1904г.

 

После русско-японской войны всеми забытая Порт-Артурская икона находилась в Успенском кафедральном соборе, который в 1930 году был закрыт, а в 1938 – взорван. И следы оригинала этого чудесного образа потеряны.

Как уже говорилось, до наших дней та икона, датируемая 1904-м годом, дошла только в виде единственной черно-белой фотографии, опубликованной в журнале «Русский паломник» №21 за 1904г.  Известно также, что размер её был 124 на 82 см., т.е. пропорция отношения ширины к длине 0,66., а фон золотой.

Есть свидетельства, что с иконы были сделаны списки (копии). Копировал образ и сам Павел Штронда и другие иконописцы. К примеру, во Владивостоке была сделана копия в на медной доске масляными красками и уменьшенные варианты. Списки «в меру» (натуральную величину) исполняли до ноября 1904г. и монахини Ново-Девичьего монастыря в Санкт-Петербурге, впоследствии их копии Синодом запрещены.

&nimg class=»aligncenter size-medium wp-image-494″ title=»Вероника» alt=»» src=»http://pamyat.port-artur-hram.ru/wp-content/uploads/2012/02/и-225×300.jpg» width=»225″ height=»300″ / /span/strongbsp;

p

Известен еще один факт дореволюционной истории образа, нам курганцам, наиболее интересный. В Порт-Артуре погиб в десанте герой Русско-Японской войны, капитан 2-го ранга А.В. Лебедев.

 

А.В.Лебедев

А.В.Лебедев

 

Узнав о смерти брата, его сестра, живущая в Петербурге, вдова военного инженера А.В. Андерсин-Лебедева попросила пришедшего к ней попрощаться полковоИконография,   близкая к Порт-Артурской иконе.nbsp;prestrong го свящspan style=»mso-spacerun: yes;»pенника отца Алексия (Агаева), отправлявшегося в Маньчжурию, доставитstrong/p/pь имеющийся уменьшенный образ в Порт-Ростов и Тобольск/spanАртур. Батюшка икону взял, но вскоре Анастасия Васильевна узнала из газет о кончине о. Алексия по дороге в Маньчжурию. Как известно, единственный путь — Транссиб пролегал в то время через территорию нынешней нашей Курганской епархии; можно предположить, что если священник скончался в нашей местности, то и икона должна находится где-то поблизости. Далее к этому вопросу мы ещё вернемся.

 

Порт-Артур. Часовня на русском военном кладбище. Дореволюционное фото.

 

Сейчас многие православные историки считают, что из-за невыполнения повеления Богородицы, бывшее следствием глубокого атеизма общества, Россия проиграла ту далекую войну. Следствием являлась череда революционных потрясений  лихорадящие Россию  весь ХХ век, да и продолжающихся по настоящее время.   Эти события названы большевиками  Первой русской революцией.


Схема передвижения Порт-Артурской иконы в 1904-05 г.

Схема передвижения Порт-Артурской иконы в 1904-05 г.


К сожалению, дальнейшая  судьба оригинала Порт-Артурской иконы Божией Матери, написанной в 1904 году иконописцем П.Ф Штрондой, осталась неизвестной. Была ли она уничтожена? Или, в ходе кампании «по изъятию церковных ценностей», обращена в иностранную валюту? Или, подобно «Абалацкой-Знамение», ушла за кордон с отступающими частями Белой армии? А может, подобно в  свое время  Порт-Артурской иконе из Мишкино, тайно сберегается  кем-то из верующих в домашнем подполье?

Далее можно говорить об истории лишь чтимых списков этой таинственной иконы.

Справедливости ради можно добавить: в одной сельской церкви сохранилась Порт-Артурская икона с надписью:   » Въ память павшихъ воиновъ-за Веру и Родину животъ положившихъ.  Усердиемъ верующихъ сооруженъ в 1921 г.»

 

***

Продолжение   Часть  2 

/p

  1. Елена :

    Надо же такому случиться, развалиться такому единому большому государству- Империи Российской.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>