Передача Церкви памятников с христианских захоронений Ч.1.

 Передача    Церкви памятников с христианских захоронений  дореволюционных курганских жителей.  13 июня 2013г.

Часть 1 

Далее    См. Часть 2 

 

 

 

I.  ИСТОРИЯ КУРГАНСКИХ  КЛАДБИЩ


Введение

 «Чтите и помните, ибо жизнь есть и будет, пока чтим память предков, ибо там, где не чтят мертвых, там не любят живых» — гласит святоотеческая мудрость. Без памяти о своих предках мы не сможем связать настоящее и прошлое, не сможем осознать себя, свой путь, не сможем передать послание грядущим поколениям.

Любой город старый и не очень, в котором за годы и века существования ушли из жизни несколько поколений его обитателей, постепенно обрастает могилами и кладбищами. Наш город является ярким подтверждением этого правила. За триста лет он стал не только городом живых, но и городом мертвых — городом тех людей, которые родились, жили и обрели в нем свое последние пристанище.

Все дореволюционные кладбища тогда находились в ведении духовенства, так как погребение было тесно связано с религиозным культом (т. е. каждое кладбище принадлежало определенной конфессии).

Если мы хотим не слыть «Иванами, родства не помнящими», курганцам, особенно молодым, нужно знать, где хоронили их предков. Необходимо помнить: как мы относимся к умершим, так отнесутся и к нам, когда мы подойдем к своей последней черте в жизни.


Парк памяти первых поселенцев – кладбище Царёва городища

В районе современного поселка Энергетиков, за полотном железной дороги, там, где 18-ый автобус проходит вдоль железной дороги и делает поворот на Карчевскую рощу, справа находится парк Памяти первых поселенцев. Это бывшее кладбище слободы Царёво городище и деревни Курганской.


image030


8 июня 1997г., в воскресенье, по благословению Епископа Курганского и Шадринского Михаила, был установлен и протоиереем Николаем Чирковым, настоятелем Свято-Духовского храма, освящён надгробный крест. Было проведено ещё несколько воскресников, высажено несколько сот деревьев и кустарников и … где сейчас всё это?

В чьи сердца стучит прах ушедших поколений?

Александр Скворцов

***



 К   истории   кладбищ   Кургана    (сокр)


Первое слободское кладбище (не сохранилось)

Уместно предположить, что первые захоронения Царекурганской слободы, будущего г. Кургана, в конце XVII – XVIII вв. осуществлялись под стенами острога, следы которого застал еще академик П.С. Паллас в середине XVIII в. Затем ориентиром мест погребений стала деревянная Христорождественская церковь (на перекрестке улиц Куйбышева и Ленина). О самых ранних кладбищах жители нашего города не помнили уже в XIX в.

Так, в 1895 г. велико было удивление городских обывателей, когда во время строительных работ по переносе главного павильона губернской сельскохозяйственной выставки рабочие при копании ям натолкнулись «на массу человеческих костей».

Спустя сто лет (в начале ХХI в.) при очередных строительных работах было обнаружено захоронение в квартале между улицами Куйбышева, Советская, Ленина, Комсомольская.


Первое градское кладбище 1786- 1860 г.г. и  позже  (район городского сада)

В 1786 г. у г. Кургана появился первый план регулярной застройки, который предусматривал специально огороженное место для захоронения усопших, отстоящее на изрядном расстоянии от городских кварталов. Первое «градское» кладбище находилось в западной части нынешнего городского сада. Территория города расширялась, население медленно, но верно прибавлялось, и к середине XIX в. городские усадьбы вплотную приблизились к кладбищу.


okn-005-01Александро-Невская церковь при кладбище.  22 июня 1902 года храм освятили, ровно через 6 лет и 20 дней после закладки. На освящении присутствовал прибывший из Тобольска епископ Антоний


В 1860 г. оно оказалось среди плотно застроенных городских кварталов, поэтому было принято решение о закрытии и устройстве на его месте городского сада и церкви.

 

311Могильный камень с могилы младенца Александра Куракина — это все, что сегодня осталось первого курганского городского кладбища


По существующим санитарным нормам и традициям того времени, которые, кстати, мало изменились, кладбище должно было значительно отстоять от жилых кварталов (не менее чем на 100 саженей); должно было быть обнесено оградой, не препятствующей для проветривания кладбища. В XIX в. стали устраивать «ведомственные» кладбища (тюремные, военные, инфекционные). По российскому законодательству опустевшие кладбища не могли быть обращаемы под пашню, никакие строения на них возводить не дозволялось.


okn-005-04Александро-Невская церковь при кладбище. В советское время: обл.краеведческий музей


1168311 [800x600]

Кафедральный собор свт.Александра Невского

***


Необходимое  дополнение (т.к. тема в некотором смысле похожая):


 23 августа 2012г., в Кургане в городском саду состоялось торжественное открытие сквера декабристов.

С большой помпой, с танцами, 23 августа 2012г.   был официально открыт сквер декабристов. Надо заметить,что мемориальные металлические плиты символических захоронений декабристов были установлены еще в советское время.  В 2012г. уже было величественное, но повторение

В  «лихие» 1990-е  «благодарными» потомками, вдохнувшими уже воздух либеральной свободы, к которому так горячо призывали бунтари, плиты были благополучно демонтированы (приватизированы) и, вероятно, сданы в металлолом.


original91 [800x600]


original4 [800x600]

Артисты с портретами. Они кратко рассказали о жизни каждого из 13 декабристов живших в городе в середине 19 века.


original9 [800x600]


original [800x600]Две плиты, по краям монумента, посвящены декабристам Ивану Фохту и Ивану Повало-Швейковскому, которые после своей смерти были похоронены на территории городского кладбища (на месте которого сейчас находится городской сад)


 Думается: выполненный  властями  этот мемориал  декабристам  заслуживает уважения (что по христиански совсем неплохо). Но  почему то совершенно забыты остальные рядовые курганцы, да и старинные кладбища .

Про декабристов же по новым  историческим исследованиям можно сказать: они  были одними из первых доморощенных  либералов, кумиры  прозападной интеллигенции. Успели их добрые люди вовремя одернуть. Кстати, при подавлении восстания на Сенатской площади погибли более 1300 человек: 80 женщин, 150 детей и 900 «черни».

Но куда привели  Российскую Империю  их духовные либеральные последователи : Керенский,  Троцкий, Горбачев, Ельцин? История показала нам.

Читать и смотреть о декабристах  — ТУТ


original3 [800x600]

Слева:  видно место установки нами через год-памятников коренных православных курганцев. Епархиальное управление еще не построено


А вот про увековечивание памяти тысяч усопших рядовых православных курганцев,  как видится  официальным властям  дела  особого  нет.

В некотором смысле мы: инициативная группа любителей-историков решили возместить этот пробел

***

 

Троицкое приходское кладбище 1881-1926 г.г.(не сохранилось)

Как сообщала газета «Тобольские губернские ведомости», Курганская городская дума 28 сентября 1881 г. разрешила открытие нового православного кладбища на 8 кварталов. Однако городские обыватели и церковные причты не торопились осваивать новые места для захоронений. Архивные источники свидетельствуют о том, что в Кургане продолжали хоронить на «общем градском» кладбище, официально уже закрытом. И только с 1883 г. в метрических книгах Троицкой церкви и Богородице-Рождественского собора указывается, что захоронения горожан стали происходить на приходских кладбищах.


41a67833cc592deabfaefb4ccf0f35a2На месте кладбища сейчас Старообрядческий сквер


Современное место, где когда-то располагалось Троицкое кладбище, можно обозначить районом виадука между улицами Пролетарской и Кравченко.  К началу ХХ в. кладбище оказалось переполнено могилами. Потребовалась дополнительная прирезка земли, что и было осуществлено в 1902 г. В этом же районе находились старообрядческое и лютеранское кладбища.

Троицкое кладбище продолжало действовать и в советское время. В 1926 г. горсовет постановил его закрыть по причине близости жилых строений.  на месте этого старого кладбища рабочими мясокомбината был разбит сад.

Старообрядческий сквер,  См.- ЗДЕСЬ


Соборное кладбище  1883 -1956 г.г. ( позже кладбище по улице 9 Января, ныне Парк Победы)

По данным Е.В.Тершуковой, только с 1883 г. в метрических книгах Троицкой церкви и Богородице-Рождественского собора указывается, что захоронения горожан стали происходить на приходском, или Соборном, кладбище, которое располагалось на территории современного парка Победы

В 1910 г. по данным официального справочника Центрального статистического комитета МВД в г. Кургане существовало 7 кладбищ. Смеем предположить, что среди православных кладбищ помимо Троицкого и Соборного указано закрытое кладбище в районе Александро-Невской церкви. Своего отдельного места захоронения у прихожан Александро-Невского храма не было: хоронили либо на Троицком, либо на Соборном кладбище. Католическое, магометанское, иудейское, воинское кладбища находилось в районе Соборного кладбища. На карте города начала ХХ в. хорошо видно разграничение кладбищенских кварталов между конфессиями.

В 1919 г. настоятелем Богородице-Рождественского собора, главного врача Курганского военного лазарета и Курганского мусульманского приходского попечительства за заседании Временной городской думы был поставлен вопрос о расширении православного, военного и магометанского кладбищ, находившихся рядом. К этому же времени относится открытие на католическом кладбище памятника чехо-словацким воинам, «павших за возрождение России в Курганском районе».


image013 [800x600]


312Памятник погибшим чехословацким легионерам на соборном кладбище г. Кургана


В двадцатые годы за кладбищем на короткий срок официально закрепили название Коммунистического. В июне 1928 г. горсовет принял решение о прирезке дополнительной площади для Коммунистического кладбища в размере около 1,5 тысяч кв. метров с северо-западной стороны.


кладб.1  1950-е годы,курганцы на кладбище по улице 9 Января


В 1956 г. городские власти постановили закрыть в виду перегруженности кладбище по улице 9 Января, тогда оно именовалось «городским». С этого времени заведующий похоронным бюро с соответствующей должности фамилией Могильников был обязан организовать захоронение умерших на вновь открываемом кладбище в поселке Рябково. Все надмогильные памятники, надписи, ограды, дорожки и аллеи на территории старого кладбища должны были содержаться в полном порядке и сохранности. Участок земли в размере 12 га под новое городское кладбище был отведен в 1953 г. из земель колхоза имени И.В. Сталина Рябковского сельского Совета.


okn-116-1Парк Победы-бывшее Соборное кладбище.

 

Очередной официальной вехой умирания этого кладбища стал 1968 г., когда в целях выполнения работ по благоустройству города горкомхозу было разрешено строительство районного сада (имеется в виду Советский район города) на площади 7 га.

Спустя десять лет (1978) за подписью первого заместителя председателя горисполкома Е.А. Листратова вышло решение о ликвидации кладбища по улице 9 Января. Его размеры на этот момент определялись площадью 6 га. Причинами для его закрытия горсовет определил следующее: «окруженное с четырех сторон городской многоэтажной застройкой, кладбище в основном с отдельными, разбросанными по всему участку могильными холмами, находящимися в захламленном состоянии, не отвечает ни санитарным, ни архитектурным требованиям и не является историческим или архитектурным памятником».

 

okn-116-2Парк Победы


«Более ста лет хоронили на этом кладбище, – писал Б.Н. Карсонов. – Тысячи и тысячи курганцев нашли здесь своё упокоение. Здесь похоронены известные в городе врачи, учителя, купцы, чиновники, мещане, крестьяне, судьи, адвокаты – абсолютно все городские сословия лежат тут». Здесь был захоронен известнейший в России учёный-селекционер, депутат Государственной Думы, гордость не только Кургана, но и всей Сибири Николай Лукич Скалозубов.


На месте старых захоронений был организован парк тихого отдыха с сохранением памятника воинам Великой Отечественной войны, умершим от ран в госпиталях г. Кургана и памятника В.И. Бурова-Петрова. Останки умерших по желанию родственников или других заинтересованных лиц было разрешено перезахоронить на другом кладбище.

Современный парк Победы служил местом захоронения горожан на протяжении более семи десятков лет. Сейчас это место захоронения православных, католиков, иудеев, мусульман и военных служит горожанам местом тихого отдыха, в котором сосредоточен мемориальный комплекс, построена Николаевская часовня.


Мусульманское кладбище  с 1947 г. 

 В 1947 г. между железными дорогами на г. Шадринск и г. Челябинск был отведен земельный участок площадью 0,5 га для кладбища верующих магометанской веры, действующего и поныне.


1-е Рябковское кладбище 1956-1971 г. г. (старое рябковское)

 Однако вернемся к началу семидесятых годов. С открытия первого Рябковского кладбища не прошло и двадцати лет (с 1956г.), как разросшийся город потребовал новых территорий для устройства захоронений. 


2-е Рябковское кладбище 1971 -1994 г. г. (новое  рябковское)

В 1971 г. Курганский горисполком принял решение об открытии нового кладбища восточнее поселка Рябково. Возможностей этого кладбища хватило тоже на двадцать лет.


Зайковское кладбище   открыто 1994 г.г.

В 1994 г. открыто очередное новое кладбище в микрорайоне Зайково. Город мертвых обрел новую прописку…»

 

 Екатерина Тершукова, ГУ «ГАКО»

Подробно см.-  ЗДЕСЬ    и     ТУТ

***



II.  ИДЕНТИФИКАЦИЯ  НАЙДЕННЫХ  ПАМЯТНИКОВ

Здесь и далее информация из замечательной книги   «Курганское купечество (конец XVIII – начало ХХ века) »  Александры Михайловны Васильевой, расположенной в разделе  «История сословий  на сайте «КУРГАНГЕН»


1.   Первый памятник,находящийся на опушке леса принадлежал Николаю Ивановичу Крылову, усопшему в 1914г. в возрасте 75 лет


IMG_8148 [800x600]Памятник Н.И.Крылова


Крылов Николай Иванович (1839-1914)

Из крестьян села Марайского. В Кургане имел лавку, торговал мануфактурой и мелочным товаром: лопатами по 15 коп. за штуку, метлами – 5 коп. за пару, рогожками – 40 коп. за штуку (ГАКО, ф.И-72, оп.1, д.118, л.25). В феврале 1896г. купил у купца Ивана Кононовича Дмитричева усадьбу размером 18х32 саж. на Береговой улице за 1491 руб. 25 коп. С 1899г. Николай Иванович стал торговать еще хлебом. Пшеницу и рожь, которые он хранил у себя на усадьбе, Крылов ежегодно страховал.

 На усадьбе у него стоял двухэтажный полукаменный дом, крытый железом, конюшня, баня, погреб и шесть амбаров для зерна. 19 ноября 1914г. Николай Иванович умер от тифа, 75 лет. Осталась вдова Елизавета Сидоровна, 67 лет.

См.-  ТУТ


2.  Другой обелиск,  вывезенный  нами,  но уже от водоема и кладбища пос. Белый Яр,  был установлен над захоронением  купеческой вдовы   Неонилы  Васильевны Бакиновой, жены основоположника знаменитейшей купеческой династии  Ивана Стефановича Бакинова.

Основатель династии Иван Стефанович и его жена Неонила Васильевна прибыли в Курган в 1851 году. В 1865 году Бакинов стал купцом второй гильдии. Два его сына – Петр и Иван – еще при жизни отца начали самостоятельное дело, тоже стали купцами второй гильдии, а позднее основали фирму «Торговый дом братьев Бакиновых».

Бакиновы были известны своей общественной деятельностью и благотворительностью. Петр Иванович был старостой Богородице-Рождественского собора, входил в составе городской думы с 1892 по 1914 годы. За усердную службу он был награжден золотой медалью на Станиславской ленте и стал личным Почетным гражданином.

Про эту династию меценатов и почетных раждан Кургана можно писать очень много, поэтому отправляю к статье -ТУТ.


IMG_8234 [800x600]Памятник Н.В. Бакиновой


IMG_8235 [800x600] Фрагмент памятника  Н.В. Бакиновой


«Из крепостных крестьян графини Борх Владимирской губернии Вязниковского уезда. Сначала писался как Бакин, но в Кургане уже было довольно известное семейство Бакиных и пришельцам пришлось со временем удлинить фамилию и назваться Бакиновыми. Иван Стефанович прибыл в 1851г. в Курган с женой Неонилой Васильевной, обоим было по 28 лет,  с 4-летним сыном Петром. Поступил приказчиком   к торгующему крестьянину (будущему купцу) Афанасию Егоровичу Тюлькину из платы 50 рублей серебром в год (ГАКО. ф.И-8, оп.1, д.111, л.20). ..»

Далее Читать- ЗДЕСЬ


В Кургане сейчас сохранилось несколько домов Бакиновых:


Бакинов


Контора Торгового дома «Братья Бакиновы в Кургане» размещалась здесь, в собственном доме И.И. Бакинова. Кроме того, часть дома сдавалась под разнообразные магазины: в частности, согласно «Адресу-календарю Курганского уезда на 1909 год», здесь размещался аптекарский и писчебумажный магазин Гилия Вульфовича Дубровина. Сейчас дом И.И. Бакинова занимает Курганское областное училище культуры.

Про дом- ЗДЕСЬ

 

Бак


На пересечении Троицкой улицы и Бакиновского переулка в начале века стояли друг напротив друга две купеческие усадьбы, давшие название переулку — Ивана Степановича и Петра Ивановича Бакиновых. От усадьбы же И.С. Бакинова сохранился двухэтажный полукаменный дом на углу ул. Куйбышева и Володарского-ТУТ 


3.     Третий памятник принадлежал известному курганскому купцу 2 гильдии Дьяконову Ивану  Игнатьевичу, скончавшемуся 26 марта 1902г. на 72 году жития.


IMG_8183 [800x600]Памятник И.И. Дьконова


Дьяконов Иван Игнатьевич (1830-1902)

«Из казанских купцов. По купеческим спискам 1877 г. числится курганским купцом 2 гильдии. В его семействе жена Анна Сидоровна, сыновья Сергей и Владимир и дочь Александра. Постоянно проживали в Казани, дети учились в казанском университете, деньги Иван Игнатьевич брал в казанском обществе взаимного кредита. Первый документ, известный мне, засвидетельствован у казанского нотариуса Снегирева 20 июня 1879г.

Жизнь заставила Дьяконовых осесть в Кургане постоянно. Сергей Иванович (сын), по окончании медицинского факультета казанского университета, был исключен из купеческого звания 23 декабря 1885г., как чиновник, поступающий на государственную службу.

В сентябре 1894г. Иван Игнатьевич покупает усадьбу в Шавринском предместье, по Дворянской, 17. К этому времени его сын Сергей Иванович указом Сената от 9 декабря 1892г. за выслугу лет получает чин коллежского асессора, 30 августа 1894г. пожалован орденом Св. Станислава 3-й степени (ТГВ №38. 1894), в 1895г. назначается курганским окружным врачом. Эту должность он занимает вплоть до гражданской войны, с жалованием 1800 рублей годовых. Получает в наследство дом отца в Шавринском предместье.»

Читать далее — ТУТ


4. Следущий обнаруженный нами у водоема монумент:  Перебериных и Курдюмовых 

На этом обелиске были выполнены надписи: на лицевых сторонах и на другой, перпендикулярной к ним.

Начали разбираться: на малой стороне памятника, находящейся перпендикулярно к лицевой стороне обелиска:   «Анатолий Ивановач Переберин, умер 13 февраля 1904 г.» Можно только предположить, кем  он приходился усопшей:  муж,  сын  или кто другой ближайший родственник.


IMG_8198 [800x600]

А.И. Переберин


 На одной  из лицевых сторон  памятника  имелась надпись: «Дорогой и незабвенной  Лидии??  Викторовне Перебериной, жене коллежского асессора, умершей 22 марта 1906г.»


IMG_8186 [800x600]

Л.В. Переберина


Следовательно, супругом  усопшей был  чиновник   Переберин,  причем для уездного городка  в немалом чине:   коллежский асессор — с 1717 по 1917 год гражданский чин, занявший с 1722 года место VIII класса в Табели о рангах.  См.-ЗДЕСЬ


ПетлицаПетлица от служебного мундирa коллежского асессора


До 1884 года соответствовал чину  майора, а  после отмены майорского чина в армии так и остался в промежутке между капитаном и подполковником. В придворных чинах ему соответствовал чин титулярного камергера. К чину применялся общий титул «Ваше высокоблагородие»

До 1845 года давал потомственное дворянство, затем — только личное. Обладатели обычно служили в должности регистратора, секретаря или советника. Знаком различия служили две звезды на двухпросветных петлицах.

 

Продолжили осмотр: на другой, лицевой строне все этого же монумента  имеется надпись, которая  касается, по всей видимости младенцев  (Кеша? 1905 г.) Курдюмовых. 


IMG_8199 [800x600]

Курдюмовы (возможно младенцы)


Таким образом, мы можем наблюдать сложный памятник: под ним упокоены, как миниум, трое-четверо усопших.  Установить пока по ним ничего не удалось.


5.  И последний  памятник    « Яков Филимонович Ментюков  умер 25 сентября 1899года, родился 10 октября»


IMG_8182 [800x600]

К сожалению, ничего про Я.Ф. Ментюкова  установить пока не удалось, нужна долгая, кропотливая работа в архивах.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ:   Думается, для любителей истории сейчас есть работа: установление  людей, обозначенных на  этих,  по Промыслу Божиему, сохранившихся памятниках.

Возможно это все что осталось от всех дореволюционных кладбищ (трех)  г. Кургана

***



III.  НАША   ИНИЦИАТИВНАЯ  ГРУППА


Все началось так:  Евгений Александрович Семенов, майор таможенный службы был страстный велосипедист. Кроме того  Евгений-человек неравнодушный к отечественной истории.

 

 

Евг.Семенов [800x600]Евгений Александрович  Семенов- майор таможенной службы


Евг.Семенов1 [800x600]Е.А.СЕМЕНОВ В ТАМОЖЕННЫМ  СОБРе


Во время одной из своих  тренировок летом 2012г. в районе поселка  Белый Яр, Евгений Александрович прямо на опушке леса увидел хорошо сохранившийся мраморный надгробный памятник Н.И. Крылова, усопшего в 1914г.


Евгений (3) [800x600]

Е.Семенов на велотренировке


Будучи, человеком не чуждым истории Е.Семенов  написал в областной краеведческий музей, но ответа не получил. Но все же Евгений решил не оставлять эту тему  памятников.

Сейчас идет ХХI век, век Интернета, поэтому Е.А.Семенов   нашел информацию о Н.И.Крылове на сайте Курганского генеалогического общества   Оказалось, что это памятник известному курганскому купцу Крылову.


IMG_8143 [800x600]В.Шевцов и Е.Семенов


Далее Евгений сразу связался с редактором сайта «КУРГАНГЕН» Владимиром Всеволодовичем Шевцовым и они решили  памятник забрать из леса и установить где то в городе, желательно в ограде церкви.

Для осуществления этого своего плана они привлекли и меня: Н.Б.Павлова, т.к. в связи  с исследованием истории Порт-Артуской иконы, я имел некоторый опыт общения с священноначалием.

Кроме того, как некий строитель ,  знал многих шоферов и крановщиков, поэтому мне еще доверили функцию «прораба».


IMG_8156 [800x600]Наша инициативная группа в полном составе у памятника Н.И.Крылова


Таким образом мы распределили обязанности:

В.Шевцов-общая координация, стропальные работы

Е.Семенов- проводник до места, стропальные работы

Н.Павлов- оформление документов, транспорт


Предварительно, 27 мая 2013г. я был удостоен личной аудиенции  у Высокопреосвященного архиепископа Константина, где получил устное благословение на это благое дело. Затем В.Шевцов написал письменное прошение на имя Владыки Константина,  я его зарегистрировал и получил резолюцию: связаться с ключарем кафедрального собора свт. А.Невского:  о.Константином Павлюченко.

После встречи и консультаций  В.В. Шевцова с о.Константином , было выделено место для памятника в ограде кафедрального собора.

Можно было действовать дальше.

***

Далее    См. Часть 2 

 ***

  1. Я :

    Крылов Николай Иванович, из Казанской губернии Ядрина уезда, женился 28.01.1866 (ст. стиля) на Елизавете, дочери крестьянина д. Большой Молотовой Марайской волости Исидора Андреева Достовалова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>