Новая информация об пожертвовании П-А иконы а Далматово в 2004г.

  

  Неожиданное явление жертвователя  Порт-Артурской иконы в Далматовский монастырь в 2004г.-   Георгия  Дудина 

Новые подробности  истории Далматовского списка Порт-Артурской иконы.

Храм Рождества Христова в селе Частоозерье

 Опубликовано  3 февраля 2013г.


1. Пролог

Как я уже  писал — ТУТ,  8 марта 2004г. я был невольным свидетелем ( но и по Промыслу Божиему)  пожертвования Порт-Артурской иконы в Свято-Успенский  Далматовский монастырь неизвестным православным  человеком. Я тогда догнал его на пути на вокзал и очень кратко расспросил его , не спросив имени.  Удалось узнать только, что пожертвованная П-А икона из дер. Денисово,Частоозерского района.   После этого события и по сей день, я занимался исследованием  этих святых образов.


Далм.мон.1912

Далматов монастырь. Литография  начала  ХХ века.

В центре- храм «Всех скорбящих радость» куда была пожертвована икона. Сейчас монастырь восстанавливается.


    В таком виде (начала внешней реставрации), я увидел в марте 2004г. Скорбящинскую церковь.

  В таком виде (начала внешней реставрации), я увидел в марте 2004г. Скорбящинскую церковь.


Аналой с Порт-Арт.иконой.ДАЛМАТОВОПорт-Артурская икона в Далматовском монастыре 2008г.


Иосиф

2005г. Скорбящинская церковь Далматовского монастыря.Пострижение послушника Игоря (Бровкина) -так же самовидца пожертвования Порт-Артурской иконы, в монаха Иосифа. В будущем он будет иеродиаконом монастыря и хранителем иконы..


Все эти годы я, как мог, искал этого замечательного  человека, но тщетно… Так прошло почти 9 лет. И 29 января 2013 мне позвонил о. Варнава и сказал: « Николай Борисович! Хочу вас порадовать! Дело в том, что со мной связался тот таинственный жертвователь Порт-Артурской иконы, дал телефон. Мы договорились встретиться с ним завтра, в 11 часов у нашего монастырского стенда на Православной  Выставке «Добрый свет Рождества». Обязательно приходите!»


IMG_6912 [800x600]25 января 2013г. Мы с о.Варнавой на открытии Выставки


Не надо говорить, как я готовился и ждал эту  встречу: узнать  подробности истории таинственной и судьбоносной для России Порт-Артурской иконы. О значении её для возрождения России,  читать «Выводы»

Явившись на Выставку заблаговременно,  я договорился с Натальей Анатольевной Быстровой -руководителем паломнического отдела епархии о месте моей  беседы в их стенде.


IMG_6956 [800x600]

Стенд паломнического отдела, где я позже расспросил Георгия Дудина, справа Н.А. Быстрова


IMG_6957 [800x600] Попутно: с удивлением увидел на стенде фотографию своей работы- где наша паломническая  группа  в Иерусалиме в мае 20о8г.


На фото: о.Павел Балин, Ольга Ключникова,Наталия Павлова и др. паломники

На фото:    о.Павел Балин,  Ольга Ключникова, Наталия Павлова и др. паломники


Это хороший знак,  подумалось мне и стал ждать  продолжения событий.

 

***


 

2. Знакомьтесь:  раб Божий  Георгий Семенович  Дудин:

И вот к стенду Далматовского монастыря подошел невысокий человек, православного вида. Отец Варнава познакомил нас: прошло 9 лет ,но мы сразу узнали друг друга. Знакомьтесь: Георгий   Семенович  Дудин.


IMG_6965 [800x600] Георгий   Семенович  Дудин


IMG_6971 [800x600]Отец Варнава тоже сразу узнал Г.С. Дудина, а ведь прошло почти 9 лет


IMG_6966 [800x600]Я  пожертвовал Георгию, бывший у меня список Мишкинской Порт-Артурской иконы. Георгий принял его со слезами и коленнопреклонно. Он совершенно не знал о славе сего достойного образа.


Вот так на Выставке и произошла моя долгожданная встреча с неизвестным до сих пор, тем таинственным жертвователем Порт-Артурской иконы 1904г. — 8 марта 2004 г. в Далматовский  монастырь.

Как я уже упоминал, наш богобоязненный брат Георгий Семенович Дудин был настолько скромен, что эти все 9 лет совершенно не знал о громкой славе, пожертвованного им редчайшего святого образа. Я коротко ему сообщил:

ВИДЕО  http://www.youtube.com/watch?v=41ayvVvfbjk


И это все (по крайней мере в нашей епархии)  началось с того 2004г. пожертвования П-А иконы в Далматовский монастырь. Сказать, что  брат Георгий удивился, это просто  ничего не сказать. После этой информации он  подходил к Порт-Артурской иконе и ко всему,связанное с ней-только коленнопреклонно.

Далее прошли к чудотворной Мишкинской иконе, бывшей среди других чудотворных епархиальных икон на Выставке.


IMG_6970 [800x600]

Георгий коленнопреклонно осветил  подаренный список у самой чудотворной иконы


 Затем мы подошли к игумену Варнаве, отец Варнава подарил Георгию «Научный сборник посвященный 20-летию возобновения монашеской жизни в Далматовском монастыре».  Он принял его опять коленнопреклонно!   «Вот это Вера!»-подумалось мне.


IMG_6972 [800x600]С пожертвованным списком Георгий уже не расставался


Да, подумалось мне тогда, сколько времени мы провели  за этих 9 лет в президиумах различных научных конференций,  докладывая  об истории это таинственной  и мистичекой  Порт-Артурскую иконы.

А р.б. Георгий, можно сказать, единственный реальный делатель  этой  необычной истории, связанный с ней, скромно подошел к о. Варнаве и представился только через 9 лет, как пожертвовал этот образ.

Сколько воды утекло за это время, сознание народа повернулось от западных, либеральных ценностей, к патриотизму, державности и православию.


IMG_6973 [800x600]Еще один подарок:  «Научный сборник посвященный 20-летию возобновения монашеской жизни в Далматовском монастыре».


IMG_6974 [800x600]С величайшим удивлением увидел Георгий пожертвованную им икону напечатанной в книге


IMG_6975 [800x600] Георгий принял книгу опять коленнопреклонно!   «Вот это Вера!»- очередной раз подумалось мне.


Мы вернулись в паломнический отдел, где  Г.С. Дудин начал свое удивительное повествование.


IMG_6977 [800x600]Внимательно записывал , стараясь не опустить и малой части воспоминаний


Повторяю: для обстоятельной беседы нас братом Георгием ,  место любезно предоставила  Наталья Анатольевна Быстрова, прямо в стенде паломнического отдела Курганской и Шадринской епархии.


IMG_6968 [800x600]Н.А.Быстрова и Г.С. Дудин


Все, что я написал далее, почерпнуто с той беседы нас с Георгием 30 января 2013 года на Православной Выставке «Добрый свет Рождества». Сначала  представляю короткую биографическую справку о Г.С. Дудине:

Георгий Семенович  Дудин, 1941г. рождения, место рождения дер. Вохменка, Юргамышского р-на, Курганской обл.

Отец Семен Иванович Дудин, фронтовик. Мать Ульяна Ивановна Дудина (Кривощекова) 1911-2002, были крестьянами в д. Вохменка, воспитывала детей одна. Брат Николай, живет в Кургане.

Жена Людмила  Михайловна родом из дер.Денисово, Частоозерского р-на (Это нам очень важно!)

Есть дети  и 4 внуков.

Мама Ульяна Ивановна была верующей и посоветовала сыну Юрию (14 лет) окреститься. Для этого съездить в 1955г. в г. Копейск, к родственникам, где по их информации была маленькая деревянная церковь. Там Юрий принял Таинство Святаго Крещения с именем Георгий.

Георгий Семенович окончил в д.Вохменке 10 классов и в 1960-61г.г. 2 года работал на шахте №32 г. Кизела, Пермской области. Далее был призван в Советскую армию. Служил в хим.войсках в г.Слободской, Кировской области.

После армии приехал в Курган, на  Курганский машиностроительный завод, сначала чугунолитейный цех №110, переведен в сталелитейный цех №120. (Вот он Промысел, я отработал в этом цехе 120 -25 лет!)

Позже семья переехала  в село Лесники, где Георгий  выстроил дом.

В 1997г. вернулись в Курган, где Георгий Семенович устроился сварщиком опять на КМЗ, в цех 301, откуда в 2010г. ушел на пенсию. Но не сидится дома ветерану, сейчас в 71 год  еше  подрабатывает.

***


3. История обретения Далматовского списка 1904г. Порт-Артурской иконы подлинная


В начале 1980-х Георгий Дудин стал задумываться о смысле жизни, о Боге.  Стал интересоваться Православием, где только мог найти материал. Несколько раз бывал в церкви « Святаго Духа»  в Смолино.

Как уже говорилось жена его Людмила  Михайловна, была родом из дер. Денисово, Частоозерского р-на. Георгий и Людмила туда часто туда ездили к теще Анне Андреевне Воробьевой (1929-2008). Она всю жизнь жила в дер.Денисово и работала дояркой в колхозе.

Поздней осенью 1982г. Георгий Дудин приехал в очередной раз в дер.Денисово, но ввиду того ,что он стал оцерковляться, спросил тещу :» Можно ли где то тут у вас приобрести икону домой?»  Та ответила, что у соседского  молодого  парня  Николая (возраст прим. 20-22года), кажется, есть иконы.

Георгий пришел к Николаю и спросил его об иконах. Тот сразу провел его в кладовку (чулан) и представил на выбор: большую, несомненно храмовую икону Господа Иисуса Христа, несколько образов небольшого (возможно аналойные иконы. Прим.авт.) формата.

Но внимание Георгия сразу привлекла икона средних размеров, с необычным, очень красивым сюжетом: стоящая Божия Матерь на скрещенных мечах, держащая плат с «Нерукотворным Спасом». Георгий подумал: «очень красивый и необычный образ, тем более на одном изображении  присутствуют и Божия Матерь и Господь наш Иисус!»

Продавец Николай ответил, что эта самая лучшая и красивая икона, потому дорогая, запросив сумму (конечно,  смешную по нынешнему), но очень значительную по тем временам в деревне и которой у Георгия с собой не было. 

Но, когда Георгий собирался тогда осенью 1982г. в гости в Денисово, он предварительно купил себе дорогую норковую зимнюю шапку. Цена по тем временам её равнялась примерно средней месячной городской зарплате (рублей 200-250). И,тогда Георгий Семенович, окончательно решивший приобрести икону (Порт-Артурскую), без слов одел эту шапку на Николая. А у того сразу заблестели глаза и он, дивясь такой цене моментально протянул Святой образ покупателю.  Так была приобретена знаменитая в будущем-Порт-Артурская икона.

Придя домой и поставив Порт-Артурскую икону на почетное место, Георгий сразу спросил родственников; « А откуда, у такого молодого Николая, могут быть иконы?  Он не говорит.»  Теща Анне Андреевне и жена Людмила, будучи местными жителями, выдвинули  одно предположение.

У них в деревне Денисово иконы в большом количестве  могли быть только у одних. Это была бездетная пара Меньщиковых : дед Андрей и бабушка Марья. Они были очень богомольными, к старости уже немощными ( у бабушки была парализована рука).  Потому то жена Людмила, будучи в пионерах-тимуровцах помогая старикам по хозяйству и вспомнила, что все стены в избе у них были завешены иконами различных размеров. Она  точно помнит, что были и огромные, храмовые, совершенно не подходящие для пятистенника.

Вполне возможно, что после кончины, не имеющих наследников Меньщиковых, все имущество их попало к деревенским  соседем. Семья этого  молодого Николая  была не коренной, а приезжей, может быть они и подобрали иконы  четы Меньщиковых.  Это является единственным объяснением, больше взять образа в деревне Денисово в то время- просто было не откуда.

Со святой иконой Дудины тогда в 1982г. вернулись домой, в село Лесниково  и 22 года горячо молились перед ней. На ней им знакома каждая трещинка. В 1997 г. супруги Дудины перехали в Курган, взяв икону, а к 2004г. начались  разные семейные неурядицы. Вот тогда то  какой то внутренний голос подсказал Георгию, что для преодоления напастей (а мы то знаем, что они все от бесов) икону надо пожертвовать в самое святое место  епархии.

Долго он размышлял и решил, что самое старинное, а следовательно, намоленное  место- это Свято-Успенский  Далматовский монастырь. Что бы окончательно увериться в правильности  выбора  для пожертвования: монастырь в Далматово, Георгий получил благословение от священника кафедрального собора Св.А.Невского.

И, вот утром 8 марта 2004г. Георгий, с завернутой в покрывало Порт-Артурской иконой Промыслительно появился на Литургии Преждеосвященных Даров в Скорбящинской церкви Далматовского монастыря (шел тогда Великий Пост).

В это же время, я будучи паломником, так же пришел на эту Литургию- 8 марта 2008г., где и состоялась тоже Промыслительная для меня, встреча с неизвестной тогда мне, но необычной Иконой. Остальное я уже описал давно и в основном правильно. Просто тогда мы второпях поговорили с Георгием по его дороге на вокзал.

 

Читать первую версию 2004г. в различных источниках:

http://uralgenealogy.ru/content/view/124/109/

http://www.kurgangen.org/religion/Svyatiny/Port-Arturskaya%20Ikona/

http://www.otechestvo.org.ua/main/200912/2127.htm

http://www.otechestvo.org.ua/main/20102/1510.htm

http://kurgan.orthodoxy.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=636:nuevo-vida&catid=74:publication&Itemid=65


Забегая вперед, есть одно уточнение. Тогда 8 марта 2004г. в Далматово, Георгий возвращался на вокзал с какой то пожилой женщиной в очках. Я ошибочно принял её за супругу.

Через 9 лет только, при этой нашей встрече на выставке, Георгий сообщил мне, что ездил совершенно один и это была не жена, а церковный активист Клавдия из Кургана, которая случайно (а может тоже Промыслительно?) самостоятельно появилась на той Литургии в Далматово в марте 2004г. И они просто вместе только прошли на вокзал в Далматово и вернулись в Курган на электричке.

 

Приехав в Курган Георгий сообщил жене, что успешно осуществил свою миссию. Надо сказать ,что Людмила Михайловна до сих пор с сожалением  вспоминает об этой святой иконе (говорили с ней по телефону 31 янв.2013, лично говорил 2 февраля), жалеет, т.к. это была единственная память о «малой родине»-деревне Денисово.

После этого Георгий инкогнито приезжал в Далматовский монастырь в 2005г. со своим сварочным аппаратом: хотел помочь сварить трубы. Были они с женой Людмилой  Михайловной и на паломничестве в 2008г., поклонились  и хорошо знакомой им Порт-Артурской иконе и  опять себя не афишировали.  Кстати, как говорит Георгий, семейные неурядицы не сразу, но прошли, жизнь как то стала налаживаться. Про мировую известность, пожертвованного образа, Дудины совершенно не догадывались и из скромности старались меньше говорить о пожертвовании, хотя отлично помнили.

Итак, Георгий пришел на Православную Выставку в январе 2013г.  и увидев прославленную в чудотворных Мишкинскую  Порт-Артурскую икону, сразу вспомнил Далматово, пожертвование, вот и подошел к о. Варнаве. А ведь началось прославление Порт-Артурской иконы, по крайней мере у нас в Курганской епархии, только с пожертвования им  П-А образа в монастырь.

***

Внимательно записав всю историю от Г.С.Дудина, мы снова вернулись к стенду Далматовского монастыря.


IMG_6980 [800x600]

О.Варнава миропомазывает Георгия на прощание


Далее, мы — все  действующие лица из того, далекого уже 8 марта 2004г. выстроились, что бы сделать фотографию на память и тут со мной на ходу, поздоровалась какая  то женщина в очках.


Клавдия

27 июля 2012г.  Та самая Клавдия, в полной экипировке для Кр.хода в Курган-Далматово (240 км)


Ба!  Я вздрогнул! Так ведь это и есть та самая церковная активистка Клавдия Кириллова, случайно присутствующая тогда в 2004г. в Далматово. Между тем, пробегая мимо, по каким  то своим делам, Клавдия окинула нас подозрительным взглядом: » Мол, знаю, знаю, зачем вы все тут собрались» и  растворилась среди многочисленных  посетителей.  А ведь я частенько встречаю на различных церковных мероприятиях в Кургане, но тогда в Далматово!


IMG_4801 [800x600]

27 июля 2012г.   Церковный активист Клавдия, перед Кр.ходом в Курган-Далматово (240 км).Фото я обязан представить, ибо Клавдия является тайным участником событий 8 марта 2004г в Далматово


Подумалось сразу: «Вот он   Промысел Божий!   Угодно ему было собрать нас всех почти через 9 лет, но уже в Кургане. И даже случайную попутчицу (случайную ли?) Клавдию привел сюда!».

Эх, правильно заметил Высокопреосвященнейший архиепископ Константин при открытии, что Выставка-это не точка торговли в основном, а место для неожиданных встреч православных.

 

IMG_6981 [800x600]

IMG_6982 [800x600]

30 янв.2013г. Общая фотография на память,  все  действующие лица из того, далекого уже 8 марта 2004г.


Тепло распрощавшись с братом Георгием и о.Варнавой, обменявшись, на сей раз, адресами и  телефонами, я, сгорая от  нетерпения, написать эту статью на редактируемый мной сайт «Храма в честь Порт-Артурской иконы», пошел домой за компьютор. Вскоре мне позвонил Г.С. Дудин  и пригласил к себе в гости.


IMG_6999 [800x600]Г.С. Дудин у домашнего иконостаса


2 февраля 2013г. я посетил Георгия Семеновича  Дудина у него дома, хотел посмотреть фотографии из дер.Денисова. К сожалению фото нет. Зато познакомился с женой Людмилой Михайловной и подарил Георгию свои статьи об пожертвованной им же 8 марта 2004г. Порт-Артурской иконе в Далматовский монастырь и её большую фотографию.

 

IMG_6991 [800x600]


IMG_6992 [800x600]

<p/p/p/p>На столе примерно половина литературы, где описана Далматовская П-А икона и, соответственно, Георгий Семенович

 

Таким образом, я располагал новой информацией о Далматовском списке П-А иконы. Оставалось его осмыслить.

 

***


4. Возможная история Порт-Артурской иконы из Далматово

Как мы знаем , Порт-Артурская икона была пожертвована Георгием Семеновичем Дудиным в марте 2004г. в Далматовский монастырь. Он, в свою очередь, выменял её в дер. Денисово в 1982г. у соседа Николая. Вероятно, Николай подобрал образ у умерших бездетных богомольных стариков Марьи и Андрея Менщиковых. Но где их могли взять Меньшиковы?


4.1. О храме Рождества Христова, постройки 1830 г. в с. Частоозерье:

Проведя исследования в Интернете я выяснил, что дер. Денисова была приписана к церкви Рождества Христова из села Частоозерья.


С исторического форума: «Если смотреть по спискам н.м., в Частоозерской волости было три села: Частоозерское, Сивковское и Беляковское. Думаю, что д. Денисова относилось к приходу села Частоозерское , т.к. находилась в 2-х км от него.


План Денисова


Позже Частоозерская   волость, Ишимского уезда, Тобольской губернии  вошла в состав Курганской области. Метрические книги bнаходятся в ГАКО. http://forum.vgd.ru/post/16/3234/p694127.htm

 

Архив:  1842: упоминаются в приходе Ишимского ведомства Частоозерской Христо-Рождественской церкви деревня Денисова.

(235. оп.1. д.280.)


Но, что собой представляла церковь в с.Частоозерье?

 

» Ишимская (Пресногорьковская) оборонительная линия включала в себя Кабанскую крепость, тянувшуюся на протяжении 10 км близ озера Кабанье. А на взгорье соседнего озера образовалось селение Частоозерно. На стыке 17-18 веков. В 1830 году в Частоозерье в центре села была выстроена каменная двухпрестольная церковь».

(Источник:  «Добро пожаловать в Зауралье. Курган. 2007 г.»)


Из описания церквей и монастырей Тобольской епархии,Омск,1892г.


1892-2-11892-3-1


Справочная книга Тобольской епархии 1913 г. (за это время появился еще один престол)


1913-1

1913-2

Еще информация:  В 1830 году в  Частоозерье  в центре села была выстроена каменная двухпрестольная церковь. В 1872 году в окрепшем головном селе открылась начальная земская школа. Начался набор крестьянских детей в четыре возрастные группы от 8 до 12 лет.  http://chastraion.ucoz.ru/index/0-2

 

4.2. Далее даем слово  министру культуры России  В.Р. Мединскому    (он был в селе Частоозерье):

«При большевиках в Курганской области было взорвано и закрыто 282 храма. Местных комбедовцев,  взорвавших церковь в Частоозерье, казнил, по легенде, собственоручно Колчак (в селе даже сохранился дом, где ночевал Омский Верховный правитель России). 

 

Мединский

Владимир Мединский, ныне министр культуры России :

 «Я знаю много людей, которые с Божьим именем на устах такие мерзости творят, что даже содрогаешься!»

 

На месте взорванной церкви — там же комбедовцев  и закопали — сейчас стоит советский монумент. А напротив него  — белокаменный  Храм Христа спасителя, построенный Ильтяковым».

Владимир МЕДИНСКИЙ  (24 Ноября 2011 , Комсомольская Правда) http://chel.kp.ru/daily/25793.4/2775475/  

 

В.Р. Мединский  продолжает , но  уже в другом издании:

На днях я был в Частоозерье. Руководитель широко известного предприятия «Велес» Александр Ильтяков не забывает о духовном: возвёл там очень достойный храм. Сначала он хотел его построить на месте храма, который в 1918 году взорвали большевики. Потом пришел Колчак (там сохранился дом, где он жил). Адмирал приказал найти комиссаров, которые взорвали местный храм, и закопать их живьем на месте взорванного храма. Сейчас на этом месте стоит памятник – погибшим красноармейцам. Строить новый храм на месте заживо закопанных вроде бы нехорошо, поэтому Ильтяков построил храм через дорогу.

УРА.РУ   http://ura.ru/content/kurgan/01-11-2011/articles/1036257257.html


Насчет слов   В. Р. Мединского  о взорванном  красными в 1918 г. храма в Частоозерье необходима проверка.  Меня это сразу насторожило, как будто во время  боевых действий гражданской войны делать красным было нечего, взрывчатка лишняя была. Вероятно, из этого же разряда и  версия  о закопанных  живьем лично Колчаком-комиссарах. Да и  был ли Колчак в Частоозерье?


4.3.  Реальные  сведения:

 

И сейчас слово краеведу Александру Шапоренко:  Накануне Колчак сам лично проинспектировал белогвардейскую армию. Была проведена мобилизация всех мужчин призывного возраста.

В августе 242 Волжский полк, части Красноуфимской бригады красных под командованием И.К.Грязнова стремительно дошли до Частоозерья. Севернее района стояла кавалерийская бригада белых, состоящая из трех полков (Томский, Гусарский, Казахский) под командованием ближайшего подручного Колчака Красильникова.

(Я неоднократно слышал были о том, что у какой-то бабули квартировал сам Александр Васильевич Колчак). Думаю, что это неправдоподобно, а вот Красильников или Войцеховский — белые офицеры высшего эшелона такое могли вполне устроить. http://www.mokrousovo.ru/modules.php?name=Content&op=showpage&pid=77


Про разрушение церкви:

Архив: 1944: с. Частоозерского (Частоозерского района) Христо-Рождественская церковь, каменная, закрыта до 1935 г., здание разобрано на стройматериалы, последние израсходованы.   (Р-1800. Оп.1. Д.3. Л.16)

Читаем далее: «Сегодня Храм Рождества Христова расположен на самом высоком месте в селе, на берегу озера Мартыново. Точно такое же название имел и прежний, 1830 года постройки, храм этого села, разрушенный перед самой войной и растасканный по камешкам уже в пятидесятых годах 20-го века…»http://www.dubrovin-art.ru/news/chastoozere_2/#

Еще:  …»В настоящее время в Частоозерье трудами предпринимателей, братьев Александра и Дмитрия Ильтяковых выстроен новый храм. Храм Рождества Христова расположен на самом высоком месте в селе, на берегу озера Мартыново. Точно такое же название имел и прежний, 1830 года постройки, разрушенный в тридцатых годах прошлого столетия». http://domurfo.ru/news/2010/01/22/v_sele_chastoozer_e_kurganskojj


Таким образом выясняется, Владимира Ростиславовича Мединского ввели в заблуждение: храм разрушен был только в 1930-е г., более того, развалины сохранились до 1950-х, т.е. фактически нашего времени. Если не было взрыва и разрушения церкви в 1918г.,то и не было закопанных лично Колчаком комиссаров. И Колчака в Частоозерье не было,а были белогвардейские генералы Войцеховский или Красильников.

 

 5.  Выводы:

 

Мы доказали, что деревня Денисова относилась к приходу Христорождественской церкви села Частоозерья. Данный храм, был построен в 1830 г., возможно, имел славную историю. Кроме того, во время гражданской войны  церковь обросла легендами о А.В.Колчаке и закопанных им заживо комиссарах. Действительно, здесь реально шли бои и бывали белогвардейские генералы Красильников и Войцеховский.

Но легенды о зверствах колчаковцев не подтверждаются исторически. Могли ли они оставить П-А икону? Вряд ли, было белогвардейцам тогда не того: отступали. Главное: Частоозерский храм, как и практически все церкви в России, был закрыт и разрушен только в 1930-х годах.

Следовательно, старики Менщиковы из дер. Денисова вполне могли забрать образа в 1930-е  годы из этого Христорождественского храма к себе на сохранение. Среди них и была Порт-Артурская икона.


Можем теперь точно утверждать:

1.  Порт-Артурская икона 1904г. находилась в храме Рождества Христова в селе Частоозерье до 1930-х годов-времени закрытия и начала разрушения церкви

2.  Первоначальное место обретения нашей Порт-Артурской иконы 1904г. – дер. Денисово, Частоозерский район Курганской обл., 

2. 1. Хранители П-А иконы были с 1930-х по 1980-е годы: богобоязненные,бездетные супруги Марья и Андрей Менщиковы, жившие в дер. Денисово (1.5 км от Частоозерского храма). 

2.2.  После их кончины образ попал к некому соседу,  молодому собирателю икон из дер.Денисово: Николаю. 

2.3.  Осенью  1982г. был выменен у него Г.С. Дудиным на норковую шапку и привезен в с. Лесниково, а в 1997г. в Курган для личных молебнов.  

3.  8 марта 2004г.  Георгий Семенович Дудин  пожертвовал эту П-А икону в Свято-Успенский Далматовский монастырь.


Но как могла попасть Порт-Артурская икона в церковь Рождества Христа в селе Частоозерье?  Точно один Бог ведает. Могла появиться  из Центральной России или с Дальнего Востока, но скорее всего из губернского Тобольска.

Предварительно я написал здесь  http://pamyat.port-artur-hram.ru/publikacii-dalmatovskij-monastyr/


Версия 1

Вот наиболее реальная версия: просто привезена или пожертвована кем то Частоозерскому храму в 1904г., а приобретена в иконописной мастерской Тобольской епархии. Год 1904 объясняется наличием периметрической надписи на иконе. А позже,  после 1907г. митрополитом Флавианом в Киеве было разрешено снимать списки с Порт-Артурской иконы, но только без надписи (наглядный пример:  Мишкинская икона 1908г. и другие, сохранившиеся)


Тобольск Порт-Артурская.Полн. [1600x1200]Тобольский список, 1904г. 893х575, проп.0,643.


Эта версия подтверждается следующей информацией.   По самым последним сведениям: в сент. 2010г. был обретен Тобольский список, по стилю исполнения, сюжету и размерам очень похожий на Далматовский.  Привожу описание специалиста, диакона Виталия Ведерникова:   В древлехранилище Тобольско-Тюменской Епархии сохраняется икона Богоматери «Порт-Артурская». Размер: 89.3*57.5*3. Техника: масло. Время написания: по основным искусствоведческим признакам икона ближе всего к работам монахинь Иоанно-Введенского монастыря начала  XX века. Икона редчайшего иконографического извода, представляет духовную,  научную, историческую ценность».

При сравнении икон можно  сделать вывод, что Далматовский и Тобольский списки Порт-Артурской иконы, написаны в одной мастерской. Но какая икона могла им послужила общим оригиналом?

Мы знаем, что от Св.Синода было запрещение на выпуск литографий Порт-Артурского образа, следовательно большая  православная Россия была широко  не знакома с этой иконой. Были исполнены только небольшое кол-во иконописных списков,  да и то их снимали ограниченное  время:  с апреля  по ноябрь 1904г., а потом вообще запретили. Поэтому каждый иконописный  список   Порт-Артурской иконы  тогда был очень редок.


Версия 2

Рассмотрим и другую версию.   Известен еще один факт дореволюционной истории образа, нам курганцам, наиболее интересный. В Порт-Артуре погиб в десанте герой Русско-Японской войны, капитан 2-го ранга А.В. Лебедев.

Узнав о смерти брата, его сестра, живущая в Петербурге, вдова военного инженера А.В. Андерсин-Лебедева попросила пришедшего к ней попрощаться полкового священника отца Алексия (Агаева), отправлявшегося в Маньчжурию, доставить имеющийся уменьшенный образ в Порт-Артур. Батюшка икону взял, но вскоре Анастасия Васильевна узнала из газет о кончине о. Алексия по дороге в Маньчжурию.

Как известно, единственный путь — Транссиб пролегал в то время через территорию нынешней нашей Курганской епархии; можно предположить, что если священник скончался в нашей местности, то и их икона должна находится где-то поблизости.

Автор выдвигает версию, что  Порт-Артурская икона вдовы Андерсин-Лебедевой-это и есть тот оригинал для копирования, который попал в Тобольск с Транссиба, единственной железнодорожной магистрали в то время, по которой Россия вела войну с Японией в 1904-05г.г.  Повторяю литографий тогда в 1904г. не было, они были запрещены для печати.

Можно предположить, что этот образ и есть тот уменьшенный список, переданный из столицы в 1905г. вдовой военного инженера  А.В.Андерсин-Лебедевой через полкового священника о.Алексия (Агаева) в Порт-Артур. Ну а икона, после кончины священника, какими-то неисповедимыми путями могла задержаться в нашей местности, а позже передана по назначению в Тобольскую епархию, в Иоанно-Введенский монастырь и стала примером для копирования.  Прямых доказательств этой версии пока нет.

***


6.  Заключение


6.1. Новая жизнь Порт-Артурской  иконы  из с. Частоозерья

 

Сейчас  чтимая  Порт-Артурская икона, пожертвованная Георгием Семеновичем Дудиным в марте 2004г.- находится в Скорбящинской  церкви Свято-Успенского Далматовского монастыря: на аналое, в застекленном киоте, справа от раки прп. Далмата Исетского и окружена заслуженным почитанием. Об образе написаны многочисленные статьи,  изготовлены  литографии  и проводятся различные научные конференции.


8juner_06Доклад о Порт-Артурских иконах на конференции, посвященной 20-летию возобновления монашеской жизни. Далматово, июнь 2012г.


IMG_3906 [800x600] Группа сотрудников музеев на конференции, посвященной 20-летию возобновления монашеской жизни, возле Скорбящинской церкве,где находится П-А икона. Далматово, июнь 2012г.


IMG_3962 [800x600]Паломники у раки прп. Далмата и П-А иконы,июнь 2012г.


monastyr_01Владыка Константин и братия монастыря у Скорбящинской церкви, после поклонения святыням, июнь 2012г.


Н.Н.Павлова в Далматовском монастыре,февр.2009г.

Н.Н.Павлова в Далматовском монастыре, февр.2009г.


26 августа 2009г. в монастыре впервые в России был отмечен общецерковный праздник  Порт-Артурской иконы, киностудией «Белое Городище» из Челябинска велась видеосъемка. http://www.muviki.ru/show/5101010.html


Далматовкий

Далматовкая П-А икона


Поклониться  прп. Далмату Исетскому  и чтимой воинской  Порт-Артурской  иконе 1904 г. в Далматво приезжает много паломников со всей России. Икона отнесена к святыням монастыря http://dalmat.su/svyatyni-monastyrya

***


6.2. Церковь Рождества Христова в селе Частоозерье-возрождение


Что  касается разрушенного в 1930-х г. Частоозерского храма Рождества Христова, то предпринимателями из фирмы «Велес», братьями  Александром и Дмитрием Ильтяковыми  напротив старого места в 2012г.  выстроен  новый одноименный храм.


Частооз.1Торжественный молебен в честь закладки первого камня в основание храма Рождества Христова. В пятницу, 14 сентября 2007 года


Сегодня Храм Рождества Христова расположен на самом высоком месте в селе, на берегу озера Мартыново. Точно такое же название имел и прежний, 1830 года постройки, храм этого села, разрушенный перед самой войной и растасканный по камешкам уже в пятидесятых годах 20-го века…http://www.dubrovin-art.ru/news/chastoozere_2/#


Частооз.2Частоозёрская церковь воспроизводит византийский храм XII века, облачённый в колокола с электронной звонницей.


939fe4666810a1d05553b13a07dabb86 [800x600]


5 января 2012 г. архиепископ Константин совершил чин Великого освящения храма в честь Рождества Христова в с. Частоозерье.


images-stories-2012-01january-chastoozerie_06-600x400


Архипастырь поздравил собравшихся с наступающим праздником Рождества Христова, а также и престольным праздником: «Храм Божий – это удел Бога на земле. Люди всегда стремились выделить для Бога особое место. Поэтому Бог так строго наказывает, когда люди покушаются на этот удел».

http://kurgan.orthodoxy.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1330:chastoozerie&catid=1:latest-news&Itemid=57


Частооз.2012


Частооз.3

Видео  http://www.youtube.com/watch?v=dUNeUP-XLjk&∓feature=player_embedded


411793_392681147459311_468235830_o

 

Попутно:  из известных личностей с.Частоозерье посетил не только В. Мединский.

9 июня 2012г. с  визитом в Частоозерье побывал экс-чемпион мира по боксу среди профессионалов, депутат Государственной думы РФ Николай Валуев, который принял участие в открытии международного турнира на кубок «Велеса»   http://kikonline.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=47167&Itemid=116

 

474404_392675937459832_820172549_o

 

Второй раз приезжает двукратный чемпион мира по боксу среди любителей, заслуженный мастер спорта Евгений Макаренко.


487407_471696179556887_218394293_n

***

 

 

 

7. Дополнение: Об иконах в Курганской области

Что говорить, тогда в 1970-80 г.г., во времена «развитого социализма» еще много находилось в деревнях сохранившихся образов. Дело в том, что были живы старушки, с той ,еще дореволюционной Верой, прибравшие иконы из разрушенных церквей и домашних иконостасов. Потом оставляли образа  после себя. И, стоили они у  безбожных наследников-всего ничего. Прости Господи, иногда подвыпившие мужики отдавали бабушкино наследие и за бутылку!

 

АВГУСТОВСКАЯ.КУРГАН.Кор. [800x600]Августовская икона из кафедрального собора Св.А.Невского,Курган

 

В 1970-е студентом, я много раз жил в деревнях: на уборке или в стройотрядах. Помню массу икон различных форматов, хранившихся у деревенских жителей. К сожалению, меня они тогда не интересовали. Более того, если не находилось покупателей, то частенько наследники иконы убирали куда-нибудь с глаз долой-на чердаки и сараи, а порой просто избавлялись.

 

IFРедкая Августовская икона в женском монастыре в с.Боровском под Катайском, июнь 2012 г.

 

Так вспоминаю одного человека, в 1970-е он работал монтажником связи в одном Курганском ПМК, в командировках по области проводили  телефоны в деревнях жителям. Так вот у него были иконы (и самовары), которые он совершенно бесплатно брал, находя их на чердаках деревенских домов. Кстати, он закончил жизнь молодым: сначала что то с рассудком стало, а потом вообще погиб.

 

Августов. Богоявлен.церковь. Курган.дек.2009 [800x600] Августовская икона в Богоявленской церкви в Кургане

 

Есть и еще одна причина, почему сохранилось так много икон в домашнем хранении в Курганской области, против Центральной России и даже соседних крупных областей. Все таки индустриализации в безбожные 1930-е здесь не было, поэтому не было массы приезжего, безбожного люда без корней. Война так же обошла нас стороной, наоборот, наблюдалось открытие церквей.

Кроме того, ввиду глухой провинциальности Курганской области и отдаленности от Центра, сюда, по всей видимости, не доехали в 1970-80 года профессиональные перекупщики икон из столиц.    Вот почему так относительно много старинных образов в храмах Курганской епархии, я имел возможность сравнить с Центр. Россией и Украиной. А серьезному коллекционеру, жившему у нас в 1970-80х, было раздолье.


Далмат.2009.Икона Августовская 2 [Разрешение рабочего стола] [800x600]Апрель 2009г. группа паломников в все том же Далматовском монастыре с другой редкой  Августовской иконой

 

Так, занимался я историей редкой Августовской иконы Божией Матери, находящейся в кафедральном соборе Св.А.Невского. Она была приобретена в собор Е.А. Кибиревой из солидного собрания икон  доктора из Илизаровского Центра: Валерия Дмитриевича Мальцева, срочно распродававший коллекцию ради своего отъезда в Италию. http://ruskline.ru/analitika/2010/7/29/avgustovskaya_ikona_na_sluzhbe_otechestvu/

***


Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что нам-жителям Курганской области повезло: в числе сохраненных оказались редчайшие в Православном Мире Порт-Артурские иконы: список 1904г.из Частоозерского Христорождественского храма, пожертвованную в 2004г.в Далматовский монастырь. И Мишкинская чудотворная икона 1908г.,сохраненная прихожанами.

3 февраля 2013г.

Н.Б. Павлов, 

Член Зауральского генеалогического общества  им. П.А. Свищева

***


P.S.    ПУБЛИКАЦИИ

13 апреля в городской газете «Курган и курганцы»  напечатан очерк  «Возвращение иконы» о встрече через 9 лет с пожертвователем Порт-Артурской иконы в Свято-Успенский Далматовский монастырь в марте 2004г. -Георгием Дудиным

http://kikonline.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=55634:vozvraschenie-ikony&catid=26:2010-04-10-06-12-15&Itemid=116


КиК 13.04.2013 [1600x1200]


На сайте Курганской и Шадринской епархии- ТУТ

 

***

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>