6. Истор. Ростов и Тобольск

 

8.  Как гром с ясного неба 2009г. Славная икона  Ростовская 1904. 

Началось все так: 8 августа 2009г.  по электронной почте я  получил письмо:

«Здравствуйте Николай Борисович!  Я обнаружил в храме икону Порт-Артурскую и хочу проконсультироваться с Вами… . …Жду с нетерпением Ваших ответов, т.к. мой интерес совершенно не праздный! С искренним уважением , о.Григорий Гриднев».

 

Это совершенно неожиданно для меня,  пришло письмо, как  я понял впоследствии, от одного из наиболее образованных людей, встретившихся мне за 5 лет исследований истории Порт-Артурских икон: иерея Григория Гридина. Отец Григорий окончил Московский Свято-Тихоновский институт и тогда служил Ректором  Миссионерского   Духовного епархиального училища в г.Ростове на Дону; одновременно он старший священник Сретенского храма архиерейского подворья г.Ростова на Дону. Сейчас он Первый проректор Донской духовной семинарии.  У нас завязалась переписка по эл. почте .

 

Сретенский храм

о.Григорий

 

Главное:  выяснилось, что в Ростове на Дону обнаружен уменьшенный список  Порт-Артурской иконы 1904г. на красочном голубом фоне, выполненный автором  первообраза-оригинала Павлом Федоровичем Штрондой, о чем  имеется бесспорный автограф.

Размеры иконы 353х536, пропорция 0,66. Хотя находкой эту икону и трудно назвать: она возможно 100 лет пылилась на подоконнике придела храма и только любознательность нового настоятеля открыла её миру. Отец Григорий привлек лучших искусствоведов:  ростовских реставраторов, московских специалистов, все подтверждают подлинность иконы. Оформлен  паспорт.

 

На этом подоконнике многие десятки лет хранился бесценная реликвия-авторская П-А икона 1904г.

Первая служба П-А иконе

 

Специалисты считают, что это – этюд, на котором мастер отрабатывал окончательный вариант образа непосредственно по указаниям матроса-самовидца. При исследованиях под слоями краски видны исправления, перерисовки, закрашивания. И фон – голубой, а не золотой, как на оригинале (но это согласно описания 1904г., очень спорно).  Химический  анализ показал, что возраст краски – примерно 1904 год, а доска-грушевая.

 

Ростовский 1904г.

 

Автограф П.Ф.Штронды,слева внизу на камне.

 

Как икона оказалась в храме – пока не ясно. Пожертвовал ли её кто-то из прихожан, была ли она перенесена из другого, закрывшегося в годы гонений храма – неизвестно. Исследователям есть над чем работать. Теперь опытный искусствовед может сравнить кисть  автора с любым вновь обретенным или имеющимся образом. Для современных изографов это прекрасный образец для копирования  иконы Порт-Артурской Богородицы.

 

Известный художник Василий Иванович Ефремов, ранее восстанавливающий иконы Донского музея и о.Григорий.

 

О такой сенсационной находке заговорил весь Донской край. Ростовское телевидение в программе «Вести-Дон» проинформировало зрителей о значимой находке. Далее все главные церковные и патриотические интернет-порталы России опубликовали эту благую весть. В конце августа 2009г.в нескольких ростовских храмах впервые прошли Божественные Литургии в честь иконы.

Видео     ТУТ        и        ЗДЕСЬ

 

СТЕНД в стенах Ростовского духовного училища, открытый в честь обретения святыни: Ростовского авторского списка, приуроченный к первому общецерковному прославлению образа 29 августа 2009г

 

 Высокопреосвященный архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон и о. Григорий (Гридин)-справа, у портрета Святого Праведного о.Иоанна Кронштадского, единственного из высшего церковного духовенства того времени, поддержавший прославление Порт-Артурской иконы в Русско-Японскую войну. 

 

 

Как казус: в этом же Сретенском храме архиерейского подворья была найдена еще одна копия дореволюционной Порт-Артурской иконы,малого аналойного размера. Высокой художественной ценности не представляет,  т.к. выполнена в аляповатой, грубой манере каким то местным иконописцем –богомазом.Такой же и киот. Но тем не менее это доказывает распространенность и почтение к Порт-Артурскому образу местных прихожан-казаков до 1917г.

 

Казачий образ

 

Поэтому можно сказать о обретении Ростовского списка:  благодаря современным информационным технологиям православная Россия, в отличии от 1904г., была  своевременно  уведомлена о Божием Промысле-  явлении авторской копии оригинала Порт-Артурской иконы в Ростове –на- Дону.

Это был уже шестой список полузабытого и одновременно знаменитого образа, известный мне.

 

***

 

9.   Сент.2010г. Тобольский список Порт-Артурской иконы.

У меня есть только эта информация:

В древлехранилище Тобольско-Тюменской Епархии сохраняется икона Богоматери «Порт-Артурская». Размер: 89.3*57.5*3. Техника: масло. Время написания: по основным искусствоведческим признакам икона ближе всего к работам монахинь Иоанно-Введенского женского монастыря начала  XX века. Икона редчайшего иконографического извода, представляет духовную,  научную, историческую ценность.  Икона находится в состоянии требующем реставрации: мелкие вздутия, потемневший и загрязненный слой лака, грубые вставки прежнего поновительского вмешательства.

В 2010 году Икона выдана в реставрацию студентке иконописной школы при Тобольской Православной Духовной Семинарии. Место назначения: местный ряд иконостаса в храме Святых Димитриев Софийского храмового комплекса Тобольского кремля.»

Тобольская, 1904 г.  893х575, проп.0,643

 

Таким образом обретен седьмой список  образа,  исполненный до 1917г. этой знаменитой  и таинственной  Иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» Порт-Артурской.

 

***

Продолжение  Части 7 

 

Назад

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>