АБАЛАКСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ИСТОРИИ РОССИИ 3
ЧАСТЬ 3 Курганская и Шадринская епархия, г.Куртамыш: Петропавловская церковь, Чудотворная Абалакская икона, Новомученики ХХ века:священники Милицыны, жители Абалаковы,Павловы)
2.1. Куртамышская святыня
Ярчайшей «жемчужиной» среди не только курганских, но и всех российских образов является Чудотворная икона Абалацкой Божией Матери, находящаяся уже около 200 лет в Петропавловском храме г. Куртамыша, освященном в 1808г. http://www.kurtamysh.com/p689.htm
Но все храмы и иконы, как мы знаем, связаны с людьми невидимыми мистическими связями. Поэтому в этой главе остановлюсь и на жителях Куртамыша. связанных с церковью и иконой общей историей в хронологичеком порядке.
Церковь во имя Петра и Павла со своим богатым убранством пережила гражданскую войну, но в 1937 г. была закрыта и опечатана в связи с арестом и расстрелом в 1938г. священника Вениамина Комарова, благочинного в то время. Одновременно с ним было репрессировано еще пять священников благочиния, из них «высшую меру соц. защиты» получили двое.
Одним из них был Сапрыкин Михаил Александрович (1883-1938), священник церкви в селе Ключики, это рядом с Куртамышом. Дед игумена Илариона (Лоскутников Николай Дмитриевич), ключаря Храма Святого Духа, Свято-Духовского архиерейского подворья в пос. Смолино.
Отец Илларион имеет глубокие «куртамышские» корни: он является прямым потомком основателя Куртамыша в 1745 г.-слободчика Антона Лоскутникова
Памятник предку игумена Илариона-слободчику Антону Лоскутникову в Куртамыше
2012г. Владыка Константин вручает игумену Илариону Архиерейскую Грамоту
Крест установлен на месте первого деревянного Петропавловского храма в Куртамыше,построенного 1753г, но сгоревшего в 1801г. 28 февраля 1784г. здесь был погребен Антон Афанасьевич Лоскутников, основатель слободы Куртамыш (предок игумена Илариона)
19 июля 2012 г. мы, православные жители Кургана, поехали на нашу «малую родину»в старинный зауральский городок Куртамыш. Состав нашей бригады был следующий: автор, жена Наталья Наримановна, сноха Ольга, руководитель епархиального паломнического отдела Наталия Анатольевна Быстрова (урожденная Куртамыша), а возглавил нашу духовно-историческую экспедицию: игумен Иларион (Лоскутников)
Игумен о. Иларион отслужил полным чином заупокойную Литию по усопшим: деду Константину Захаровичу, бабушке Анне Дмитриевне, а так же о всех православных христианах, похороненных на данном погосте. К памятнику мы возложили фотосписки чудотворных Абалакской и Порт-Артурской икон
О нашей поездке См.-ЗДЕСЬ
Но продолжим о Петропавловском храме и Абалакской иконе. Так и стояла церковь опечатанной с 1937 по 1942, но не разграбленной, хотя колокола все же сняли. Да и как могло быть иначе: сохранился храм «на крови» мучеников.
Современный вид Петропавловской церкви
Но 2 апреля 1942 г. на Пасху, первым в нынешней Курганской области храм был открыт вновь и богослужение с тех пор непрерывно продолжается по настоящее время.
Мне известен в Курганской епархии только этот случай, с сохранившимися непосредственно в церкви убранством: иконостасом, фресками, паникадилом и, главное, иконами в старинных окладах.
В 1907 г. в Куртамыше, на Заимке еще была выстроена каменная Абалакская церковь в честь образа, к сожалению разрушенная властями в 1930-х годах вместе с Воскресенским собором и мусульманской мечетью.
Куртамышская Абалакская икона Божией Матери
По преданию Абалакская икона была принесена в Куртамыш одной вдовой в благодарность за дарованные ей исцеления во вновь построенную каменную церковь Петра и Павла в 19 веке.
Правый клирос Петропавловской церкви в Куртамыше. Хорошо видна Чудотворная Абалацкая икона
На иконе до сих пор сохранился высокохудожественный серебрянный оклад, с клеймами московской мастерской, датированными 1859-60г. По летописи эту ризу пожертвовал местный диакон Иван Авраамов по исцелению сына, взамен уже давно имевшегося медного оклада. Ризы не жертвуют вновь написанной иконе, должно пройти какое то время, доказывающее избранность и чудотворность образа. Поэтому можно датировать икону как миниум началом 19 века.
Но почему мы решили, что икона написана специально для пожертвования вдовой? Вполне могла наша вдова принести давно уже написанную и намоленную икону. Ответ на этот вопрос может дать только полное исследование иконы специалистами-искусствоведами.
Куртамышская Абалакская икона всегда почиталась местными жителями. Согласно надписи на иконе с 1869 ежегодно в Куртамыше устраивался крестный ход установленный по обету, данному по случаю прекращения пожаров после выноса иконы в 1864, 1868 и 1869.
Сейчас традиция Крестных Ходов продолжена, а образ отнесен в ряд чудотворных епархиальных икон.
К иконе специально приезжала поклониться известная певица Лина Мкртчян.
Виктория Олеговна Гусакова, кандидат искусствоведения из Санкт-Петербурга, написала статью об Абалацкой иконе, где есть информация о Куртамышском списке. Статья вышла в 9-м томе энциклопедии «Святая Русь», Спб.2011г., полностью посвященном иконописи.
1996г. Известная оперная певица Лина Мкртчян, приезжавшая поклонится иконе. В центре настоятель, о. Александр Тимушев, о.Аристарх (Егошин)
12 июля 2008г. был широко отмечен юбилей : 200- летие и престольный праздник церкви Петра и Павла в г. Куртамыше. Соответственно свое 200 летие отметила и главная святыня храма: Абалакская икона
Епископ Курганский и Шадринский, преосвященный Михаил на юбилее
Знакомые автору куртамышские прихожанки тогда на юбилее
Правнучка дореволюционного священника о.Виталия Милицына: Мария Ивановна Рожкова с дочерью и внучкой на празднике
Пожертвовал тогда на юбилей храма благочинному протоиерею Петропавловской церкви о. Александру Тимушеву дары, привезенные со Святой Земли: Благословение (кипарисовый крест, масло, ладан палестинский, воду иорданскую и землю), а также 33 иерусалимских свечи.
Установка шпиля к юбилею в 2008г.
Земляки-куртамышцы ответственно отнеслись к юбилею, в 2008 г. был сделан капитальный ремонт с установкой новых: шпиля и Креста
Храм святых апостолов Петра и Павла славится не только в Курганской области, он известен на Урале и в Сибири тем, что у нас очень много икон, написанных на священном Афоне. Среди них: «Всех скорбящих радость», «Достойно есть», «Параскева — Пятница», лики Николая Чудотворца и целителя Пантелеймона. Есть и доказательства, надписи на иконах на греческом языке
Про Петропавловскую церковь в Куртамыше читать- ЗДЕСЬ
Янв.2009г. Чудотворные иконы Курганской епархии. Кафедральный собор Свт. Прав. Александра Невского
Абалакская икона Божией матери пользуется большим почитанием и духовенства
Чудотворная Абалакская икона Божией матери всегда приходит на поклонение к верующим областного центра на ежегодной епархиальной и областной Православной выставке «Добрый свет Рождества» в Кургане.
23 января 2010г. Православная выставка «Добрый свет Рождества»
В июне 2012г. по многочисленным мольбам екатеринбургских православных , приходской совет впервые разрешил представить свою Абалакскую икону Божией Матери на VIII Международной православной выставке-ярмарке «От покаяния к воскресению России…» в Екатеринбурге. Читать- ТУТ
***
2.2. Жители Куртамыша: Абалаковы, Павловы
Наверное , вдумчивый читатель давно задался вопросом: » А что это автор так глубоко занимается еще и Абалакской иконой, мало ему Порт-Артурской?» Отвечаю: обе иконы мне дороги: Порт-Артурская -всегда находилась в пос. Мишкино, это «малая родина» моей матери Зои Петровны Павловой (Статных).
Кроме того имеется сведения, что сохранившийся чудотворный список Порт-Артурской Богородицы привез в 1908г. из Киева мой прапрадед по матери, церковный активист и хозяин бойни в дер.Мишкино: Павел Андреевич Горнов. Что еще касается меня,то по Промыслу Божиему я встретился с Порт-Артурской иконой 8 марта 2004г. в Далматовском Свято-Успенском монастыре и с тех пор продолжаю исследования.
Абалакская же икона-это вообще наше все. Образ этот почти 200 лет находится на «малой родине» в городе Куртамыше, но уже не только моей, но и отцов и дедов Павловых и Абалаковых.
Абалакова- это девичья фамилия моей бабушки Анны Дмитриевны Павловой. Петропавловская церковь и Абалакская икона неразрывно сопутствовали с нами по жизни. Поэтому, на истории семьи и связи с Абалакской иконой в «лихую годину» остановлюсь подробней.
1986г. Автор у Петропавловской церкви в Куртамыше
Занимаюсь генеалогией (историей) семьи уже много лет и могу с уверенность сказать: Абалаковы-очень редкая фамилия в наших местах. Встретились мне только одни: род казаков Абалаковых из станицы Звериноголовской. А вот в Сибири среди казаков фамилия Абалаковых довольно распростронена (Например знаменитые альпинисты братья Абалаковы). Много населенных пунктов,названных на основе слова Абалак,что объясняется наверное Абалакской иконой, путешествующей вместе с первопроходцами или по их фамилии или прозвищу.
Прадед Дмитрий Константинович Абалаков (1860-1915) по всем документам числился как шадринский мещанин. И много фотографий 19 века сохранилось именно с Шадринска. Известно так же из документов,что Д.К. Абалаков жертвовал иконы. Например, в строящуюся школу села Нижнего, попечителем которой он состоял. Может здесь разгадка их фамилии? К Абалакской иконе имеющейся в Шадринске мы еще вернемся.
Прадед Дмитрий Константинович Абалаков (1860-1915), 1910 г. Кустанай
Продолжим про наших Абалаковых: «Родилась Аня (бабушка. Авт.) в семье заметного, куртамышского купца Дмитрия Константиновича Aбалакова.
В молодости её отец работал приказчиком у курганского купца М. Дунаева, арендовавшего у куртамышской сельской общины торговые лавки на Петропавловской о Торговой площадях. Со временем Дмитрий Константинович открыл своё дело, занялся оптовой торговлей и постепенно разбогател.
Медаль 19 века, сохранившаяся от прадеда Д.К.Абалакова
1896г. Куртамыш.Семья Абалаковых, стоит купец Д.К. Абалаков, слева от него бабушка Анна Дмитриевна
«…Абaлаков прославился в Куртамыше тем, что на свои деньги обустроил и содержал «Сад отдыха» на берегу реки Куртамыш (за старой милицией). В саду были установлены летние беседки, разноцветные палатки, фигурные киоски, качели, карусели. Оборудованы площадки для игры в гольф. Под барабанный бой в «Саду отдыха» бодро маршировали местные бойскауты»…
«…В самом начале 20 века (1902г. Авт.) Анна Дмитриевна вышла замуж за учителя Павлова Константина Захаровича, будущего директора куртамышского мужского училища. Много испытаний пришлось пройти в жизни Анне Дмитриевне. В супружестве она родила девятерых детей, и только четверо из них выжило. В 1921 году, не стало её мужа, Павлова Константина Захаровича. Смерть этого известного человека осталась тайной для многих куртамышан. После революционных потрясений Анна Дмитриевна продолжала учить грамоте детей в смешанной начальной школе, затем в школе №1 первой ступени и в начальной школе №3 рабочего посёлка Куртамыш: всего 4о лет.
Алексей Свинкин . Статья напечатана в газете «Куртамышская Нива» от 3.10.2003 года http://www.kurtamysh.com/p356.htm
1912 год, Выпуск Куртамышского мужского училища.
Константин Захарович стоит в центре своего педагогического коллектива , правее его законоучитель о.Виталий Милицын (позже прославленный в лике Новомучеников).
Читать о К.З. Павлове-ТУТ
Читать о протоиерее о.Виталии Милицыне- ЗДЕСЬ
По метрическим книгам известно, что все Павловы и Абалаковы с 19 века венчались, крестились и причащались именно здесь, в Петропавловской церкви Куртамыша, под сенью Абалакской иконы Божией Матери. Нашел я метрические книги о крещении в 1913г. моего отца Бориса Константиновича Павлова
Бабушка Анна Дмитриевна Павлова с 1902 по 1917 г. служила учителем в церковно-приходской школе при этом храме. На фотографии выпуска школы 1912г. видны учителя с клиром церкви: диаконом Глебом Коптяковым, благочинным о.Федором (Карповым) и протоиерем о.Виталием Милициным-ныне причисленным к Новомученникам и Исповедникам ХХвека.
***
Наступило испытание нашего народа: Великая Отечественная война. Отца призвали 19 июля 1941г.-офицером в артиллерию. Он получил военную специальность пиротехника на Действительной службе 1937-38 г. г. Бабушка молилась в лихую годину войны 1941-45г.г. перед Абалакской Божией Матерью за здравие своего единственного сына Бориса, моего отца.
Лето 1942г., Волховский фронт, 59 армия, воентехник 2 ранга Б.К. Павлов
19 ноября 1942г., Волховский фронт, 59 армия, командиры и техники ПАССа 1394
Лето 1943г. Волховский фронт, офицеры ПААСа 3135, 59 армии
Б.К. Павлов на трех фронтах (Волховский,Ленинградский и 1 -й Украинский) прошел всю войну, был в Финляндии,Польше, закончил в Германии и благополучно вернулся в Куртамыш в 1945г. Видать помогла горячая молитва матери перед, можно сказать, родной Абалакской иконой
Май 1945г. Германия, г.Обер-Глогау
Сент.1945г. Львов. Вывод 59 армии из Германии. Офицеры артиллер.управления. Б.К.Павлов, справа вверху.
Из воспоминаний Б.К.Павлова: «…В конце ноября 1945 года я был демобилизован из рядов Красной Армии и отбыл на жительство в Куртамыш. Пришел в школьную учительскую и с горечью узнал, что погибли коллеги-учителя: Леонид Синайский, Юрий Туленков, Павел Стрельников, Павел Талызин…
Про первые минуты возвращения в Куртамыш Борис Константинович рассказывал следующее: » Ехал я в кабине с Ф.Валянским и у площади возле церкви, которая в то время как раз звонила (открыли ее в 1942г), увидел лежащую корову, запряженную в телегу и вокруг её суетящаяся группа изможденных и оборванных женщин с веревками и кольями..»
См. «ВОСПОМИНАНИЯ»
После войны все Павловы жили в Куртамыше, а ветвь Абалаковых в Кустанае, куда уехал для расширения дела прадед Д.К.Абалаков в 1907г. Ввиду извесных исторических событий отношения не поддерживались до ближайшего времени
1910г. Кустанай. Д.К. Абалаков (в центре) среди персонала своего ресторана (фото прислано с Кустаная в 2012г.)
Куртамыш,1957 год, дети и внуки Анны Дмитриевны Павловой (1882-1959), она в центре на руках с автором Николаем Павловым.p style=»text-align: center;»
Куртамыш. Петропавловская церковь, фото начала 1960-х, слева от нее: здание педагогического училища, бывший дом купца Углицкого, построенный в начале ХХ века. Справа: ворота в ту самую базовую школу, где мы учились как раз в то время.
1 мая 1986г. Куртамыш, день рождения родителей. У нас во дворе друзья на протяжении всей жизни: хирург К.И.Золотавин (сын репрессированного священника), учитель Б.К. Павлов, учитель С.Я. Талызин-все ветераны ВОВ.
Подумал тогда, а ведь все друзья: Б.К.Павлов, С.Я. Талызин, К.И. Золотавин , первые двое, как коренные куртамышцы (их метрики я нашел), прекрасно были осведомлены об Абалакской иконе Божией Матери.
Как писал уже родственники с фамилией Абалаковы остались в Кустанае, в Северном Казахстане. Благодаря Интернету удалось разыскать их с довоенных времен и Юрий Вадимович Абалаков приезжал в Курган в ноябре 2011г.
Ноябрь 2011г. Курган, Ю.В. Абалаков, приехавший из Кустаная
***
3.3. Последний поклон из Иерусалима
Летом 2012г. со мной связалась по эл.почте сестра Макрина (Мария Федоровна Проферансова), инокиня Русского Православного Гефсиманского женского монастыря Святой равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме
Русский Православный Гефсиманский женский монастырь Святой равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме
Как я упоминал: мой дед К.З. Павлов был до революции заведущим мужского училища в Куртамыше. Прадед же сестры Макрины: о. Виталий Милицин и его родной брат Василий причисленны к Новомученикам и Исповедникам Русской Православной Церкви XX века , был там законоучителем. Протоиерей о.Виталий жил тогда в Куртамыше и был в клире Петропавловской церкви, т.е. у Абалакской иконы Божией Матери
Всего было четыре брата Милицына и все священники: о.Василий (Новомученик), о.Виталий (Новомученик) , о.Андрей и о.Александр. Виталий и Александр в разное время служили в Куртамышском Петропавловском храме. При советской власти оба были репрессированы.
о.Виталий Милицин с женой Антониной Васильевной, 1895г.
Куртамыш 1910 г. Справа (с бородами), стоят братья: протоиереи Виталий и брат Василий Милицыны. Они оба причислены к Новомученикам и Исповедникам Русской Православной Церкви XX века
Еще брат о.Андрей Милицын (кроме этого фото ничего про него не известно)
Протоиерей о. Виталий Милицин.1900г.
Новомученник и Исповедник ХХвека о.Виталий Милицын, читать — ЗДЕСЬ
о.Виталий в 1930-е годы во время репрессий
Читать о протоиерее о.Виталии Милицыне- ЗДЕСЬ
Еще брат: о.Александр Милицын, священник Петропавловской церкви в Куртамыше,1920-е годы
о.Александр в 1930-е годы во время репрессий
Будучи в Екатеринбурге в командировке по церковным делам 11 августа 2012 г. сестра Макрина на автомобиле приехала в Курган. Мы еще пригласили с собой еще одну правнучку священника, родственницу её Марию Ивановну Рожкову
Курган,11 авг.2012 г. Первая встреча родственников: сестра Макрина и Мария Ивановна Рожкова- потомки священнического рода Милициных
Далее нас ждала поездка на общую прародину, место жительства священников Милициных (да и наших Павловых) -в старинный зауральский городок Куртамыш на поклонение чудотворной Абалакской Божией Матери.
Вечер. Петропавловский храм. Был очень теплый прием о.Александра Тимушева-настоятеля Петропавловской церкви, благочинного Южного благочиния
Послушница Маша Старикова из Москвы
Разумеется, первым делом мы почтили чудотворную Абалакскую икону. Встреча с чудотворной Абалакской иконой
О.Александр с потомками священников Милициных, служивших здесь до революции-у чудотворной Абалакской иконы
О.Александр подарил сестре Макрине корзину маленьких куртамышских арбузов. Она хотела привести арбузы в Иерусалим и как диковенную экзотику, показать местным насельницам
Правнучки возле дома,где проживал о.Виталий Милицын
Мы возвратились в Курган, уже в полной темноте около 10 часов вечера. Сестре Макрине с Машей предстояло еще всю ночь ехать в Екатеринбург, ибо в 5 утра у них был авиарейс в Москву. В итоге: поездка удалась. Смотреть - ТУТ
Я подумал: интерес к Абалакской иконе и семейной истории у сестры Макрины вызывает глубокое уважение: около 12 часов ехать за рулем из Екатеринбурга в Курган и Куртамыш, ради поклонения Абалакской иконе и двух часов знакомства с людьми и местностью. Наверное, это и есть «народная дипломатия»: ведь на подобные трудности, ради каких нибудь официальных мероприятий или для встречи с людьми, как правило, сидящих в президиумах, трудно пойти.
Таким образом мы рассмотрели все ,что известно автору, связанное с чудотворной Абалакской иконой начала 19 века из церкви Петра и Павла в Куртамыше. Возраст куртамышской иконы датируется 19 веком, но возможно значительно старше: требуется искусствоведческая экспертиза.
***
См. далее ЧАСТЬ 4
Назад ЧАСТЬ 2
***