Люди, по мнению автора, внесшие определенный вклад по изучении истории и прославлению образа Порт-Артурской иконы Божией Матери (1903-2012г.).
… По моим наблюдениям, читатель, как и 108 лет назад, современное общество разделилось на две группы населения:
- На людей, принимающих чисто формально, равнодушно и часто только по долгу служебных обязанностей , это нынешнее массовое явление и прославление Порт-Артурских икон. Все, что не касается денег (мамоны) их особо не интересует. Про таких давно сказано в Откровении Иоанна Богослова : «Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3,15-17). Тут еще надо дополнить: попадались мне на пути исследования и вообще откровенные жулики.
- И тех неравнодушных, по счастью которых было большинство, встретившихся мне на пути при исследовании истории образа. Людей, по складу ума государственников, поверивших в промыслительность находок и искренне принявших на Веру новое явление Порт-Артурской Божией Матери. Но, особо, мне хочется заметить про некоторых: пассионариев, для которых однажды, сверкнув Божией Искрой , выбранная ими цель стала главным в жизни. Такие люди были всегда, были и в 1904 г.
За время изучения истории образа мне пришлось познакомиться с множеством достойных, гармоничных граждан, представляющие как бы срез из нынешнего православного общества: от архиепископов, священников, богословов и монахов – до простых жителей, крестьян, рабочих, предпринимателей и чиновников ; от профессоров, врачей, художников и журналистов — до солдатских матерей, паломников, церковных старушек, нищих и бесноватых; от генералов, директоров и ректоров- до призывников, пожарных-топорников, казаков и отставных матросов.
Одно у всех общее: они являются патриотами России. Речь далее идет только о них…
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Люди и П-А икона. Начало ХХ века; ХХI век, Дальний Восток.
2. Люди и П-А икона. ХХI век, Урал и Зауралье.
3. Люди и П-А икона. ХХI век, Центральная Россия
4. Люди и П-А икона. ХХI век, СМИ
5. Люди и П-А икона. ДОПОЛНЕНИЕ (2013)
Особый вклад: Иконописцы: семья Осипенко (1993-2013)
***
ЧАСТЬ 1.
Начало ХХ века
ХХI век, Дальний Восток
«По вере вашей да будет вам»
(Мф. 9, 29)
I. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, ХХ ВЕК.
1. Севастопольский матрос
Феодор? (Имя не выяснено. Авт.), севастопольский матрос, ветеран Крымской войны. Именно ему было откровение Богородицы в Бессарабии 1903г., с этим и приехал к монахам в Киево-Печерской Лавру 11 декабря 1903г. С его слов была написана икона Богоматери, впоследствии получившая в народе название Порт-Артурская.
По некоторым последним данным к бессарабской странице истории Порт-Артурской иконы еще имел отношение Лев Катанский,тогда проживавший в местечке Бричаны Бессарабской губернии.
(КАТАНСКИЙ Лев Евфимьевич (?—после 1917), коллежский асессор, писатель, публицист, редактор «Русского знамени», автор гимна Союза Русского Народа)
2. Павел Федорович Штронда, мастер иконописи. Написал оригинал П-А иконы строго по указанием самовидца матроса в марте 1904. Мастерская: Киев, ул.Андреевский спуск. В данное время оригинал не обретен.
Последние следы иконописца обнаружились на художественной выставке «РАБИС» в Киеве в июне 1941г.(за две недели до начала ВОВ). Более сведений не имею.
3. Вдовствующая Императрица Мария Федоровна (вдова Императора Александра III).
Вдовствующая Императрица Мария Федоровна. Оказала покровительство иконе по доставке её на Дальний Восток, Спб.1904г. Далее, с её одобрения, через секретаря, издатели безуспешно хлопотали в Синоде о печати литографий П-А иконы в 1905г.
4. Святой праведный о. Иоанн Кронштадский.
Святой праведный о. Иоанн Кронштадский. Благославил Н.Н.Федорова на немедленную доставку П-А иконы в крепость Порт-Артур в 1904г.. После русско-япон. войны подверг резкой критике атеистическое общество и генералов в их небрежии к святыням.
5. Николай Николаевич Федоров (1854?-1906)
Отставной ротмистр Лейб-гвардии Уланского полка, ветеран русско-турец. войны 1878г., коллежский советник. Один из немногих православных патриотов, который как то пытался доставить икону в декабре 1904 г. в Порт-Артур, выполнив волю Богородицы. Не успел, крепость сдали.
Не выдержав, всех свалившихся на Россию несчастий, Николай Николаевич Федоров заболел и скоротечно, 22 мая 1906 г. скончался, так и не получив копию иконы. Вдогон ему чиновники из Св.Синода уже после смерти (через вдову) отправили письменный отказ в снятии списка (копии) с Порт-Артурской иконы для личного пользования.
Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего смиренного, героя России и служителя Пресвятой Богородицы Николая!
6. Издатели:
П.П. Сойкин
Петр Сойкин , журнал №21 за 1904г. «Русский паломник», где была опубликована единственная дошедшая до нас фотография оригинала П-А иконы .Спб.1904г. Пытался выпустить литографию иконы.
А.П. Коркин
А. П. Коркин, издатель, типо-литография в Москве. Пытался выпустить литографию иконы.
Оба издателя просили Св.Синод о печати и распространении литографий образа, но получили отказ. 1905г.
7. Анастасия Васильевна Андерсин-Лебедева, вдова военного инженера из Спб. Передала список в Порт-Артур в 1905 на могилу брата-моряка, но он затерялся в дороге, связи со кончиной нарочного: полкового священника Алексия Агеева в пути. В 1907г. доставила другой список в Порт-Артур. В войну 1914г. благославляла П-А иконой войска. Спб.- Порт-Артур 1904-1907г.
8. Павел Андреевич Горнов (1840-1922), крестьянин, хозяин бойни. Получил «Архипасторское благословение Преосвященнейшим Иоакимом, Епископом Оренбургским и Уральским в 1907г. за пожертвования и постройку храма в деревне Мишкиной Челябинского уезда от 24 марта 1907года».
Согласно краеведческой литературы, это он, возможно, привез знаменитый список П-А иконы из Киева в дер. Мишкино к открытию Свято-Троицкого храма в 1908г. Образ сохранился до сих пор и отнесен в местный ряд четырех Чудотворных икон Курганской и Шадринской епархии. Приходится пра-прадедом по материнской линии Статных автору данному исследования.
9. Мученики церковные: С 1917г. началось время безбожной власти. В ноябре1936 г. церковь в Мишкино закрыли в связи с арестом и осуждением на срок 5 лет священника о.Василия (В.Н.Половинкина) и членов церковного совета Т.С.Пономаревой и А.П.Акудиновой, но прихожане успели разобрать иконы для сохранения по домам. Далее храм использовался под зерносклад..
10. Неизвестные хранители П-А иконы, пос. Мишкино 1907-1936-1948-2009 г.г. Отгремела Вторая Мировая война. В мае1947 г. церковь по горячим молитвам и хадатайствам к властям солдатских вдов (инициатор А.А.Антонова) открыли вновь и мишкинские хранители вернули все спрятанные образа.
Единственная П-А икона сохраненная в своем приходе, известная мне (возможно на крови мучеников) и по преданию имеющая уже столетнюю историю. В янв.2009г. причислена в ряд местно-чтимых чудотворных епархиальных икон.
11. Хранители будущего Далматовского списка Порт-Артурской иконы 1904г. в 1930 -1980-е годы: супруги Менщиковы из дер. Денисово, Частоозерского района.
12. Благотворительный пожертвователь этого редкого, исторического списка П-А иконы из Частоозерского района в Далматовский монастырь 8 марта 2004г. -курганец Георгий Семенович Дудин
«В 1982 году, был в гостях у тещи в Частоозерье и там выменял у соседа Николая эту замечательную Порт-Артурскую икону на норковую шапку», далее в 2004 увез в самое святое место-по моему: в Далматовский Успенский монастырь»
***
II. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ; ХХI ВЕК.
Владивостокская и Приморская епархия.
1. Высокопреосвященнейший архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Борис Николаевич Пушкарь), с 08.10.2011 митрополит Владивостокский и Приморский
Вклад Высокопреосвященнейшего Владыки Вениамина первостепенен и огромен: общее руководство в возвращении из Иерусалима образа, прославлении его по всей РПЦ МП. Владыка один из наиболее последовательных сторонников прославления Порт-Артурской иконы.
Главное: получено благословение Священного Синода РПЦ МП в установлении для П-А иконы российского общецерковного праздника 16/29 августа, начиная с 2009г.
Организация духовно-просветительской миссии по прославлению иконы в Русском Мире и зарубежье. Благословление на причисление списка П-А иконы в ряд местно-чтимых, чудотворных образов Владивостокской епархии; составление местного Акафиста;
Массовая постройка храмов в честь иконы в епархии (существующий в кинотеатре, новый в Владивостоке, пос.Хасан, г.Уссурийске, организация Крестных Ходов. Владивосток 1998-2011г.г.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил «Положение о наградах Владивостокской епархии» и благословил учреждение новой епархиальной медали «За церковные заслуги перед Владивостокской и Приморской епархией» трех степеней.
2. Преосвященнейший епископ Солнечногорский Сергий
Преосвященнейший епископ Солнечногорский Сергий (Чашин, род. 1974), викарий Московской епархии, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, настоятель храма Живоначальной Троицы — Патриаршего подворья в Останкино, почётный настоятель Владивостокского храма Успения Божией Матери, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
В сане иеромонаха обнаружил в 1998г., выкупил и привез икону из Иерусалима в Владивосток. Сейчас служит в Патриархии в Москве.
3. Настоятельница Иерусалимского Горнего монастыря Георгия
Настоятельница Иерусалимского Горнего монастыря Георгия. Срочно заняла денег приморцам для выкупа иконы в антикварной лавке у арабов в Иерусалиме в 1998г. Хранила Порт-Артурскую икону до обытия образа во Владивосток.
4. Преосвященнейший епископ Уссурийский Иннокентий
Преосвященнейший епископ Уссурийский Иннокентий (Ерохин Виталий Викторович), викарий Владивостокской епархии, бывший секретарь епархии и руководитель миссионерского отдела Владивостокской епархии.
Изучавший подробно историю Владивостокского списка и информирующий общественность об иконе в печати и по ТВ с 1998г. по настоящее время.
5. Краевед Нелли Григорьевна Мизь
Краевед Нелли Григорьевна Мизь, почетный гражданин Владивостока. Архивные исследования по истории, Владивосток 1998г.
6. Доцент Анна Владимировна Здор
Анна Владимировна Здор, заместитель заведующего кафедрой теологии и религиоведения, кандидат философских наук, доцент; Кафедра теологии Дальневосточного университета, зав. кафедры является Архиепископ Владивостокский Вениамин. Оказала помощь в налаживании связей с владивостокским клиром.
7. Юрий Михайлович Корсаков
Юрий Михайлович Корсаков, генеральный директор ОАО «АКСО». В настоящее время Юрий Михайлович является директором Просветительского центра «Благословенный Дальний Восток». Множество интересных проектов рождалось и рождается в недрах Просветительского центра.
Общественное движение «Благословенный Дальний Восток» объединяет людей, неравнодушных к проблемам духовной жизни Дальнего Востока, как и всего Отечества в целом.
Просветительский центр «Благословенный Дальний Восток» образовался под покровом Порт-Артурской иконы Пресвятой Богородицы и окормляется общиной Храма Святителя Иннокентия Московского.
Согласное с призывом новомученика отца Иоанна Восторгова стоять «со Христом и с крестом», «в соединении веры и любви», общественное движение и закрепилось в юридической форме, как автономная некоммерческая организация СМ. Просветительский центр «БЛАГОСЛОВЕННЫЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», созданная «с целью поддержки представителей православия в политических, коммерческих, социальных, образовательных и иных структурах и организациях.
8. Игумен Роман
Игумен Роман (Медведев Роман Михайлович), первый настоятель храма П-А иконы (2003-2008), духовник Просветительского центра «Благословенный Дальний Восток», настоятель Храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» с.Борисовка Уссурийского городского округа.
В ведении о.Романа являются приходы храмов Преображения Господня с.Корсаковка Уссурийского городского округа и Святителя Иннокентия Московского на приходском подворье в с.Приозёрное Хорольского района.
Миссионерская деятельность в Сев. Америке, организатор первых Крестных ходов. Сейчас настоятель прихода Храма Святителя Иннокентия, митрополита Московского, в селе Приозёрное Хорольского района Владивостокской и Приморской епархии Русской Православной Церкви.
9. Игумен Никита
Игумен Никита (Зеленюк), настоятель храма П-А иконы (с 2008г.) во Владивостоке. Благотворительное служение в честь иконы среди неимущих и страждущих, а так же работа с православной молодежью.
***
Хабаровская и Приамурская епархия.
10. Народный художник России Геннадий Дмитриевич Павлишин
Народный художник России Геннадий Дмитриевич Павлишин, лауреат многих международных конкурсов, Государственной премии имени Н.К. Крупской, обладатель приза «Золотое яблоко» (Братислава) и Золотой медали Лейпцига, почетный гражданин Хабаровска.
Безвозмездное изготовление драгоценной мозаичной П-А иконы на границу с Китаем и многих мозаичных киотов для других дальневосточных списков. Хабаровск 2003-09. Является одним из наиболее последовательных сторонников прославления Порт-Артурской иконы
***
11. Ирина Геннадьевна Хромова (Павлишина), Наталья Геннадьевна Павлишина, иконописцы
Надвратная мозаичная П-А икона работы художников Павлишиных
Ирина Геннадьевна Хромова (Павлишина), Наталья Геннадьевна Павлишина, иконописцы. Безвозмездная помощь отцу и самостоятельное написание списков для Дальнего Востока. Помощь автору исследования с историческими материалами. Хабаровск 2003-09. Одни из наиболее последовательных сторонников прославления Порт-Артурской иконы.
12. Протоиерей Сергий (Мещеряков)
Протоиерей Сергий (Мещеряков), настоятель храма Георгия Победоносца, бывшийem боевой пловец. Благославил художников Павлишиных на труд по написанию икон и организатор постройки часовни. Виктора-воина на границе с Китаем. Подвижническое прославление П-А иконы в епархии. Установил 50 Поклонных Крестов по границе России. Хабаровск 2003-2009.
В год 2000-летия Христианства был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени за труды в деле укрепления ратных традиций Российского воинства. Один из наиболее последовательных сторонников прославления Порт-Артурской иконы.
Крестный ход на Большой Уссурийский остров, 2010г.
***
Продолжение: Часть 2
/p