Исторические иконы

 

Здесь привожу изображения списков (копий) Порт-Артурских икон, выполненных  до 1917г., изученных и  обретенных к настоящему времени в порядке обнаруженных мной.  Имеется ввиду только традиционный для Православия тип образов: храмовых, выносных и аналойных и  написанных на досках по традиционной технологии.

Разумеется, этот список не полный, где то еще есть, но немного:  ввиду редкости иконы. Напоминаю,что киевский оригинал П-А иконы 1904г. работы П.Ф.Штронды не найден. А всего нам известно пока об  восьми дореволюционных списках  П-А иконы.

 

 

  •   Киевская П-А икона. Фото оригинала, написанного Павлом Федоровичем Штрондой в марте 1904г.

 

Оригинал,1904г.  (публикуется впервые).

 

Это   первое и единственное сохранившееся черно-белое изображение оригинала П-А иконы,выполненное П.Ф.Штрондой в Киеве в марте 1904г.  Фотография, из журнала «Русский паломник», №21 за 1904г. Что нам только возможно исследовать: это измерить пропорцию (отношение ширины к высоте иконы ) на данной фотографии -  0,66.   В настоящее время оригинал не обретен.

 Вот еще дополнительное описание оригинала Порт-Артурской иконы из того же журнала, но найденное мной в другом источнике (в библиотечном варианте не сохранилось): «Образ написан на золотом чеканном фоне, — сообщал читателям журнал «Русский Паломник». — Высота его с рамою 2 аршина полтора вершка, без рамы — 1,75 аршина. Ширина — 1,5 аршина, без рамы — 1 аршин полтора вершка. Композиция всей иконы, фигуры, цвета, детали одежд и подробности окружающей Богородицу обстановки переданы точно в том виде, в каком запомнилась они севастопольскому ветерану. По краям образа эмалированной вязью сделана надпись: «Торжество Пресвятыя Богородицы. В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству далекой России от святых обителей Киевских и 10000 богомольцев и друзей».

Фото с большими трудностями, было приобретено автором  Н.Павловым у Государственной Публичной Исторической Библиотеки в Москве в марте 2011г. (публикуется впервые).

 

 

  • Литография работы П.Ф.Штронды,1904г.

 

Это второе сохранившееся черно-белое изображение 1904г. Считаю,что это литография, выполненная тем же автором оригинала П.Ф.Штрондой в конце 1904г., но только для приложения к журналу «Русский Паломник». Литография не была издана. Что нам только возможно исследовать: это измерить пропорцию (отношение ширины к высоте иконы ) на данной фотографии - 0,66. Из книги «Отвергнутая победа», С-Пб., М. Диоптра, 2003г.

Литография оригинала,1904г.

 

Это второе сохранившееся черно-белое изображение 1904г. Литография, выполненная тем же автором оригинала П.Ф.Штрондой в конце 1904г. Литография не была издана. Что нам только возможно исследовать: это измерить пропорцию (отношение ширины к высоте иконы ) на данной фотографии — 0,66. Из книги «Отвергнутая победа», С-Пб., М. Диоптра, 2003г.

 

 

 

  • Владивостокский список, 1904г. 

 

Владивостокский 1904г.

 

Владивостокская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская), примерно 1904г. Это наиболее полный, близкий к оригиналу, сохранившийся исторический список и один из  трех,  написанных  с оригинала  1904г. работы П.Ф.Штронды (еще Ростовский и Курганский списки) из всех известных восьми дореволюционных копий. Размеры близки к оригиналу:1240х760, но все же по другим данным несколько меньше, пропорция 0,61.(0,66-у оригинала).

Куплена паломниками в Иерусалиме в 1998г. Предыдущая история неизвестна. После реставрации с 2000-х годов в распоряжении епархиального управления. С 2008г. находится в Покровском кафедральном соборе Владивостока.

Причислена в ряд местно-чтимых чудотворных епархиальных икон.

Считаю, что это, список работы монахинь  Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге, которые до запрещения Синода  в 1904г. успели  исполнить какое то количество  копий «в меру»и с «подобием».  Значит, кроме незначительных изменений,   например,  в рамке, должна  быть полной копией оригинала. Здесь как раз и показательна  сохранившаяся очень точная копия —  Владивостокский список.

Информация о Спб. списках :  »  Образ был готов и освящен духовным собором Киево-Печерской лавры лишь в середине Великого поста 1904 года, когда шла война с Японией. Из Киева образ был отправлен в Петербург члену Адмиралтейского Совета Морского Министерства адмиралу В.П. Веховскому, который получил его на Пасху 28 марта.  С иконы была снята копия для адмиралтейского собора Святого Спиридона. Сняли также копию и для Новодевичьего монастыря. Подлинник образа был вручен императрице Марии Федоровне, матери императора Николая ІІ. Затем он был направлен как царское благословение русским войскам во Владивосток.»     http://www.melitopol-sobor.com.ua/skrestom.html 

Подтверждают  эту версию  и  более поздние находки:

а) список П-А  (икона на холсте), видимо написанная сразу с привезенного в мае  1904г.  во Владивосток оригинала  П.Штронды, но обнаруженная  только в 2011г.  во Владивостокской картинной галерее

б) пожертвованная в июле 2013г. в Курган  П-А икона, но написанная в  Новодевичьем Воскресенском монастыре в Санкт-Петербурге , до  фрагментов письма совпадающая с Владивостокской иконой.

 

 

  • Киржачский список, до 1917г. 

 

Киржачский до 1917г.

 

Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская), до 1917г. г.Киржач, Владимирской обл., список в меру.

Можно только предположить, что это одна  из сохранившихся  копий , по некоторым данным выполняемых  до 1917г. где то в Центральной России (в деталях видны многочисленные отступления от оригинала, например, один меч и т.д.).   Стиль: классицизм, возможно Спб. исполнения.

Находится  в храме Свт.Николая Чудотворца на кладбище.  Предыдущая история неизвестна. Является одним из нескольких (пока семи) ныне явленных исторических образов.

Как образец , данный тип изографии  широко исполняет иконописец М.М.Осипенко.

 

 

  • Московский список (аналойный), до 1917г. 

 

Московский до 1917г.

Уменьшенная историческая копия Порт-Артурской иконы (после 1906г., но не позже 1917г. ). Предыдущая история неизвестна. Находится в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии и Семинарии, зал Богородичных икон. г.Сергиев Посад.

 

 

 

  • Далматовский список (уменьшенный), 1904г. 

 

Далматовский 1904г.

 

Далматовский список П-А иконы (уменьшенный) 895х585х30, доска, масло. Примерно 1904г.

8 марта 2004 г. принесена неизвестными пожертвователями в Скорбящинскую церковь Свято-Успенского Далматовского монастыря при присутствии автора.

Обретена при сломе старого дома в Частоозерском районе (возможно дер.Денисово). Предыдущая история неизвестна.

 

Далматовский список П-А иконы,1904

 

Далматовский список П-А иконы,1904 -является одним из наиболее чтимых образов Божией Матери в  Курганской и Шадринской епархии     См.  —  ТУТ

 

 

 

  • Мишкинский список, 1907/08  г. г. 

 

Мишкинский 1907/08.  Фото автора, 31 декабря 2006г.

 

Мишкинский, с кортиком 2009г.

Мишкинский храмовый список П-А иконы, 1070х750х30, доска, масло, золото-чеканка. Примерно 1907/08 г.

Возможно,была  приобретена и привезена из Киева в 1908г. для освящения вновь открытой Свято-Троицкой церкви в пос. Мишкино (станция в начале «Транссиба»), Курганской обл.

Это единственный из всех списков Порт-Артурской иконы, сохраненный в своем приходе и история которого известна. Более,чем за 100 лет известны многие случаи чудотворной помощи этой иконы людям.

 

 

В январе 2009г. по Благославлению Архиепископа Курганского и Шадринского Константина причислена в ряд местно-чтимых чудотворных епархиальных икон.

Морским офицером,пожелавшим остаться неизвестным, в киот иконы был пожертвован кортик типа «Булат»,бывший во многих подводных Дальних походах в 1980-е годы.

 

 

  • Ростовский авторский список (аналойный), П.Штронда,1904г.  

 

Ростовский 1904г.

 

Уменьшенный авторский список иконы «Торжество Пресвятой Богородицы», иконописец П.Ф.Штронда, автограф слева, внизу на камне, Киев 1904г. , 536х354х32, пропорция 0,66(как у оригинала),  доска грушевая.

Предыдущая история неизвестна, предполагается, что является авторским этюдом к оригиналу.  Необходимо использовать, как пример  канонически-правильного   изображения  Порт-Артурской иконы.

Обретена в июле 2009г. иереем Григорием (Гридневым), находится в Сретенской церкви архиерейского подвория.

 

 

  • Тобольский список (уменьшенный),1904г. 

 

Тобольский 1904г.

 

Тобольский список, 1904г. 893х575, проп.0,643. В древлехранилище Тобольско-Тюменской Епархии сохраняется икона Богоматери «Порт-Артурская». Техника: масло. Время написания: по основным искусствоведческим признакам икона ближе всего к работам монахинь Иоанно-Введенского женского монастыря начала XX века.

Икона редчайшего иконографического извода, представляет духовную, научную, историческую ценность. Икона находится в состоянии требующем реставрации.

 


  •  Курганский список  аналойный, 1904 г.

 

Курганский  список, 1904г. ;   433 х 309 мм,  проп.0,71, требует значительной реставрации.   Написан в Спб. в Воскресенском Новодевичьем монастыре в марте-апреле 1904г. с оригинала.   Известный нам путь Иконы: Санкт-Петербург — Новгород Великий — Свердловская область, г.Реж — Краснодар — Курган


Новгород-Краснодар 433X309 Корр1

Курганский 1904г.

 

Икона была привезена и пожертвована  нам в Курган  многолетним хранителем и владельцем иконы Ниной Геннадьевной Пьянковой из Краснодара 16 июля 2013 г.

 


  • Неизвестный список  (Спб.)- в разработке сейчас

 

Неизвестная

 

Неизвестный список, неизвестна его история и  автор.  Изображение найдено в Интернете, по всем признакам  работы, дореволюционного времени.     Видна  не полностью закрашенная полная надпись  по периметру иконы  «…10 000 богомольцев..»  Возможно, сейчас находится где то в Спб. , но  список  не  обретен в материальном подтверждении.

Можно только предположить, что это одна  из сохранившихся  копий , по некоторым данным выполняемых  до 1917г. где то в Центральной России (в деталях видны многочисленные отступления от оригинала, например, один меч и т.д.).

И  это  не список работы монахинь  Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге,  те до запрещения Синода, в1904 г.  успели  исполнить какое то количество  копий  «в меру»и с «подобием».  Значит, кроме незначительных изменений,   например,  в рамке, должны быть полной копией оригинала. Здесь как раз и показательна сохранившаяся  возможная очень точная копия —  Владивостокский список.

По стилю и деталям  данная П-А икона  из Санкт-Петербурга  очень похожа на Киржачский список до 1917г. По некоторым данным, подобный видели и в г.Великий Устюг.

***

  1. Артем :

    == > Неизвестный список (Спб.)
    Этот список сделан в конце 1980-х годов иконописцем Сергеем Михайловичем Осипенко (старшим братом М.М.Осипенко старшего). Сейчас список находится в Сербии, в г. Шабац, храм св. Василия Острожского
    http://iraan.livejournal.com/170807.html
    Фотография на странице http://pamyat.port-artur-hram.ru/10-istor-moldova-ikona-i-nashe-vremya/ в Себии монахи в монастыре Высокие Дечаны (Косово) несут именно этот список

    • Ольга :

      Всё это время икона находилась у меня дома а потом её украли и теперь икона вернулась на своё место !я рада !

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>