10. Украина.
Как мы знаем, что Порт-Артурская Божия матерь была явлена матросу в Бессарабии в 1903г., а написана в 1904г. в Киеве, тогда еще Малороссии. Поэтому мои интересы по исследованию истории иконы были обращены именно туда. Как там сейчас с Порт-Артурской иконой? Распростерла ли Богородица через сто лет свой Омофор над Украиной, этой искусственно отделенной частью единого русского народа? Все это хорошо отражено в концепции «Русского Мира», провозглашенного Патриархом Кириллом.
Видео о едином русском народе ТУТ
Поэтому в 2009г. мы с женой Наталией Наримановной так спланировали свой паломнический маршрут по святым Украины, что бы максимально охватить все государство: от Западной Украины, через Киев на восток: в Чернигов. Другой моей целью было выполнить миссию по прославлению нашей имперской Порт-Артурской иконы по всем возможным местам паломничества .
Моя статья 2009 г. «В Украине нас принимали с любовью» http://www.kurgan.orthodoxy.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=355%3A24sept0
Надо сказать, что у меня хорошие отношения сложились с Интернет-порталом Всеукраинского общественного объединения в регинальном отделении г. Одессы. «Единое Отечество» — это авангард Союза Союза Православных граждан Украины, активный защитник прав русского и русскоязычного православного населения Новороссии.
А конкретно мы работаем с Ольгой Анатольевной Кравец, обозревателем пресс-службы СПГ У, редактором «Единого Отечества», Членом Национального Союза Журналистов Украины.
Наиболее полные материалы о истории Порт-Артурской иконы по Украине размещены на их сайте http://www.otechestvo.org.ua/Links/port_artur_icon.htm
К сожалению, кажется, из-за недостатка финансирования ,сайт «Единое Отечество» временно собираются закрыть. Посмотрим.
10.1. Порт-Артурская икона в Симферополе
Неожиданно из Интернета появились у меня сведения, что список Порт-Артурской иконы находится в церкви Свт. равноапост. Владимира и Ольги в Симферополе, в Крыму. Но к сожалению в юрисдикции раскольников, возглавляемых преданным анафеме иеромонахом Филаретом Денисенко. Сейчас он т.н. »Патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата.».
А обнаружила икону в Симферополе и написала восторженно : «На «иностранность» не обращайте внимания — было их, а будет наше, такое иногда случается», журналистка из Киева, «свiдомая» Елена Михайловна Белозерская, близкая к необандеровскому радикальному Всеукраинскому объединению «Свобода» — бывшей Социал-националистической партии Украины (её лидер О.Тягнибок награжден «золотым крестом» ветеранов дивизии СС «Галичина»).
Внимательно рассмотрите эту икону. Её можно приобрести в неканонической церкви. Среди «святых» Бандера, Шептицкий, Франко, Шевченко, Слипой и другие. На иконе ангелы держат трезубец, а не крест. Трезубец изображён, также, на петлицах вояков УПА.
Начиная с ранних, христианских времён, трезубец часто упоминается в христианской литературе, как один из символов духовной власти князя тьмы. Его также можно увидеть на иконах, в православных храмах разных стран мира. В Почаевской лавре, в Киево-Печерской лавре, на Афоне, в Греции, в церквях на Святой Земле. В протестантской христианской литературе он также присутствует. Изображён трезубец , непременно, в руках служителей князя бездны. И только вот сейчас, после захвата церковной власти, церковными революционерами, на Украине, трезубец стали изображать в руках ангелов.
Тут меня мелькнула мысль, что это может быть розыскиваемый мной очередной дореволюционный список попал к раскольникам Православного Мира? И зачем только пани Олене и её «галицийским незалежникам » наша имперская П-А икона?
Это даже обычным воровством не назовешь, — подобное поведение выдает абсолютное невежество, характерное для националистов. Для внутреннего потребления есть у них свои иконы с Бандерой, Мазепой и т.д. И совсем наоборот, Порт-Артурская икона является «анти- оранжевой». И говорят, что сейчас признаться в былом «оранжизме» на современной Украине считается уже неприличным. Решил заняться…
По моей просьбе знакомая жительница Крыма Надежда , специально приезжала в храм из Феодосии. По её информации этот симферопольский список П-А иконы является все же «новоделом», привезенным Климентом в церковь 2 года назад неизвестно откуда. И зачем? Да не зачем, просто по хитрой холопской привычке тянут все, что плохо лежит. Надо или не надо, авось пригодиться в хозяйстве.
К имперским историческим П-А иконам выполненным до 1917г., этот «новодел» работы киевских раскольников причислить никак нельзя, но любой список с образа все же считается Богоданным.
По горячим следам О.А.Кравец написала о самочинном присвоении раскольниками имперского Порт-Артурского образа статью «ПЛЕНЕНИЕ». :
» … Святые Отцы предостерегают верующих об опасности той прелести, которую несет за собой гордыня, ибо бес может принять вид ангела света и ввести в погибель поверившую ему душу.
… Пребывание иконы с такой историей в Крыму, к тому же в раскольничьем «храме» весьма символично. К тому же слова святого праведного Иоанна Кронштадского можно отнести и ко всем нам, нынешним – и политикам, и духовенству, и простым мирянам. Пусть же Сама Пречистая Божия Матерь в Порт-Артурском образе Своем призовет к покаянию заблудших и ослепленных гордыней!
Эта икона, несомненно, является символом нерушимого духовного объединения нашего триединого русского народа. Да не будем впредь посмеянием и попранием всем врагам нашим!»
***
10.2. Почаевская Свято-Успенская Лавра (Тернопольская обл.).
Начал я свой миссионерский тур по прославлению Порт-Артурской иконы с Западной Украины, Тернопольской области, г. Радзивил, потом г. Почаев. Удалось нам через Интернет и паломническую службу «Радонеж», вступить в специальную московскую группу паломников, которая была в то время была единственной группой из России, посещающая Западную Украину за весь 2009 год.
В Почаевской Свято-Успенской Лавре очень много богомольцев, но в основном украинских, белорусских, да еще молдавских и балканских. Была приятна моему слуху певучая славянская речь всех оттенков. Русских паломников, к сожалению, практически нет.
Возможно, это связано с определенными нашими страхами, стереотипами, мол, в Западной Украине одни униаты и раскольники, плохо относятся к русским. Признаться, и мы остерегались. Но ничего подобного нет и в помине.
Но встретился мне там бравый казак Войска Донского в парадной форме, с большим удовольствием мы пообщались, как и все русские люди за границей.
В Лавре нас встретили с любовью и вниманием. Веруют люди здесь искренне, горячо, молятся со слезами, причем в отличии от России очень много в храмах молодых мужчин в украинских «вышиванках». Масса детей и даже младенцев на руках у матерей.
В наше время на Украине идет настоящая религиозная война за чистоту Православия. Много соборов, церквей, обителей было отобрано в последние годы и отдано католикам и униатам. Строгость к причащающимся в Почаевской Лавре неимоверная. В настоящее время в прессе идет много полемики на счет требований к причастникам Почаева.
Некоторые современные «светские» священники даже не благославляют своих прихожан причащаться в Почаевской Лавре. Считают местных монахов, аскетов и затворников: ортодоксами. Но я так не считаю.
Куда дрейфует Почаев? ТУТ
Да, мы с Наталией прошли Исповедь и были допущены до Причастия суровым почаевским монахом только, видимо, в снисхождении к нашим грехам и скорбям. Особенно запрещал тот строгий монах смотреть современное ТВ (и правильно, я и не смотрю ). Наложил на меня некоторые другие обеты. И понял я, что горит еще там, в Почаеве источник Веры, есть еще Святые места в мире, а это и есть путь к Спасению.
Фотоотчет из Почаевской Лавры
Это не оригинал, а «Наместница» (полная копия) Святой иконы Почаевской Богоматери в часовне. Именно её возят для поклонения по всему Православному Миру. Оригинал из Успенского собора выносить запрещено категорически.
Но про Порт-Артурскую икону здесь не слышали и в огромных, богатейших иконных лавках Лавры есть в продаже наверное все списки икон с Богородицей, кроме нашей.
Материалы и видео фильмы про нашу епархию, Порт-Артурские образа, а так же ксерокопии книги «ЦВЕТНИК», я передал через привратника-послушника Алексия (русского, родом из Кемерово, и каким только ветром его занесло сюда?) в библиотеку Почаевской Лавры.
Обратили мы внимание еще на то, что в Западной Украине на каждом перекрестке, пересечении улиц стоят поклонные кресты с иконами, цветами, разноцветными лентами. Здесь их сотни, я такого никогда не видел, что является замечательной православной украинской традицией.
Далее мы проехали на кладбище Почаевского монастыря.
Неожиданно мимо нас проследовала похоронная процессия местных жителей православного обряда. Похоронная процессия направилась мимо ворот монастырского кладбища, на находившееся рядом: мирское. Появились тучи, как всегда, по многу раз за день на Западной Украине.
Напоследок, когда мы посещали это величественное, невиданное мной по красоте западно-украинское кладбище Почаевского монастыря-все замолчали. Молча, каждый думал, вероятно, о своем, о Вечности, о Боге.
***
10.3. Тернопольская и Кременецкая епархия
Далее наш путь лежал в г. Тернополь, где я тоже собирался пожертвовать местным православным материалы о Порт-Артурской иконе. Попали мы на вечернюю службу в г. Тернополь, в кафедральный собор во имя Софии, Веры, Надежды и Любови.
Тернополь. Кафедральный собор во имя Софии, Веры, Надежды и Любови. Ныне форпост Православия на Зап.Украине. Наша московская группа на ул.Коновальца,1.
Тернопольский кафедральный собор выстроен в древнерусском стиле. Как белая златоверхая свеча, он взметнулся к небу, украсив древний западноукраинский град, став новым духовным оплотом Православия этой многострадальной земли.
Православный кафедральный собор Св.Софии и епархиальное управление находятся через улицу (им. националиста Коновальца,1) точно напротив католического управления и костела. Это объясняется тем, что в начале 1990-х г. местные националистические власти выделили землю для строений новых храмов, надеясь на непрерывные столкновения православных и католиков, которые к счастью оказались выше этого. Говорят, что на воскресные службы они ходят только по разным сторонам улицы, что бы случайно не спровоцировать друг друга.
Выяснилось, что весь тернопольский клир ждал нас, как полномочных представителей Москвы (ох, как нужна им была наша поддержка!) и молебен не начинали.
Вечернюю службу же служил Высокоопреосвященнейший Владыко Сергий (Генсицкий), архиепископ Тернопольской и Кременецкой.
После службы я пожертвовал литературу и материалы по Порт-Артурской иконе через личного секретаря архиепископа. Он подвел меня к Владыке Сергию, представил и архиепископ благословил меня. Удалось сказать несколько слов о нашей знаменитой имперской Порт-Артурской иконе. Владыко Сергий сказал , что наслышан о ней.
Владыко Сергий (Генсицкий), архиепископ Тернопольской и Кременецкой епархии, Почаевской Лавры, а перед этим – ученик Московской духовной школы, был одним из трех архиереев, которые не поддержали Филаретовского требования автокефалии для Украинской Церкви.
За что жестоко поплатились: владыки Алипий, Онуфрий и Сергий были смещены со своих кафедр. Но позже справедливость восторжествовала. Выходя из Храма мы видели, с какой любовью и почтением местные украинские прихожане провожали Владыку Сергия до машины.
Как и везде в то время на православной Западной Украине, в Тернополе русских паломников практически нет. Поэтому местная православная община не знала, как только угостить нашу нежданно приехавшую московскую группу. Я еще подумал тогда: «Вот это и есть Русский Мир: людей- единоверцев по Православной Вере, вне зависимости от национальности и страны проживания, всех необходимо достойно принять».
После молебна и отъезда архиепископа Сергия нас пригласили в епархиальное управление в трапезную. Далее последовала великолепная трапеза в соборной столовой с борщем, традиционными варениками с вишней, грибами, грушевым квасом и прекрасной украинской выпечкой. Это была лучшая трапеза из всех,которые нам предлагали на Украине в различных епархиях.
Далее мы попрощались с местными православными и через центр Тернополя и униатский собор прошли на вокзал. На вокзале к нам пристал, пьяный в дым, пожилой «самостийник, но отвязавшись от него, мы благополучно отбыли в Киев.
Поздний вечер 5 июля 2009г. Кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии Тернопольско-Зборевской епархии Украинской греко-католической церкви,1749г. До 1944: Доминиканский костел.
22 марта 2012 г. на Украине был сделан новый шаг в деле прославления нацизма: Верховная Рада утвердила подавляющим большинством голосов проект постановления о праздновании в стране 120-летия со дня рождения патриарха УГКЦ (с 1944 г.), преемника Шептицкого: Иосифа Слипого.
Активный коллаборационист, духовный лидер УПА и «СС-Галичины» Иосиф Слипой свои последние годы прожил в Риме и играл крайне важную роль в укреплении позиций униатства и на Западе, и в СССР. В настоящее время Католическая церковь готовит его беатификацию.
Я был очень доволен доволен результатами поездки : православная Западная Украина вновь узнала про нашу имперскую Порт-Артурскую икону.
***
10.4. Киево-Печерская Лавра
Православный Киев — это 129 православных храмов, 10 монастырей и 1 скит. Но дело не только в количестве, а в той удивительной духовной атмосфере, которая царит в этом православном городе. Мы были на Украине накануне визита Святейшего Патриарха Кирилла.
В то время вся православная Украина готовилась к приезду Патриарха Кирилла. Все киевляне, с которыми мы общались, ждали его приезда с надеждой и любовью. Справедливо и глубоко верно сказал Святейший Патриарх во время посещения Украины: «Киев — это наш Иерусалим и наш Константинополь».
Фотоотчет из Киево-Печерской Лавры
Видео: Кобзарь в Киевской Софии, июль 2009г.
Миссия выполнима
Здесь,в Лавре состоялась замечательная встреча с протоиереем о.Николаем (Данилевичем), с сотрудником Отдела ВС Украинской православной церкви Московского Патриархата. Это один из наиболее образованных богословов, преподаватель Киевской Духовной Академии (сейчас он секретарь Отдела Внешних Сношений УПЦ МП). Я вручил материалы о наших Порт-Артурских иконах. О.Николай обещал изучить материалы и в будущем,возможно, дать ход.
Во время этого посещения Митрополии в Киево-Печерской Лавре со мной случилось настоящее маленькое чудо. Во всех многочисленных киевских иконных лавках я спрашивал Порт-Артурскую икону. Нигде нет, а в большинстве даже не слышали о такой.
И вот тогда, идя из Митрополии на встречу с женой Натальей (мы были в разных местах Лавры по делам), я увидел одну дальнюю лавку Лавры, где мне ответили: «Есть такая икона, в единственном экземпляре, только вчера доставили. Она ждала вас…». С трепетом, как великий дар, я приобрел икону, причем рассчитали в виде исключения российскими рублями (1тыс.руб). Позже я выяснил, что это уменьшенная копия со списка П-А иконы, российской иконописной мастерской «Одигитрия».
***
10.5. Черниговская и Новгород-Северская епархия.
(Вторая по древности и значимости на Украине, после Киевской)
Обратился в прошлое. В мае 2008г. когда мы были на Святой Земле, ночью в Храме Воскресения (Храм Гроба Господня) была Литургия. А служил её, как говорили тогда, Черниговский архиепископ. Все это я вспомнил, когда мы ехали в Чернигов на паломничество.
Май 2008г. Литургия в Храме Гроба Господнем .
Чернигов.
Будучи в кафедральном соборе, я нанес визит Высокопреосвященному архиепископу Черниговскому и Новгород-Северскому Амвросию (Поликопа Андрей Яковлевич), предъявил охране фотографии со Святой Земли.
Мы прошли в кабинет где я и удостоился личной, неформальной встречи с Высокопреосвященнейшим Амвросием, архиепископом Черниговским и Новгород-Северским. Во время чаепития передал Владыке материалы о Курганской епархии, рассказал о Порт-Артурской иконе Божией Матери, вызвавший у него неподдельный интерес. Владыка сказал,что передаст материалы об П-А иконе специалистам и её историю они отразят в церковной прессе, а так же на телевидении.
Подарил ему несколько фотографий с той Литургии в Храме Гроба Господнего, причем одну из них архиепископ Амвросий вернул мне, подписав: » В молитвах я всегда с Вами». Спросил, знаком ли я с российскими рокерами Ю.Шевчуком и К.Кинчевым, недавно посетившие Чернигов с православной рок-миссией и пившие чай в этом же кабинете. «К сожалению пока лично не знаком»- ответил я.
Затем Владыка подарил мне видеофильм, где он освящает Чернигов святой водой с высоты 200-400м из корзины воздушного шара. Мы вместе вышли во двор и я, получив благославление, попрощался.
Это была добрая и радостная встреча.
Общее впечатление от Украины осталось очень хорошее: жив там дух Православия. Но,к сожалению, Порт-Артурские иконы (литографии), я видел только в двух местах: в Георгиевском женском монастыре в селе Данев,Черниговской обл., и Введенском мужском монастыре в Киеве.
10.6. Из Интернета:
Из Интернета: в 2012г. нашлась фотография, из которой стало ясно, что в настоящее время в Киеве снимают копии с Порт-Артурской иконы. Люди неизвестны.
***
ДОПОЛНЕНИЕ: ИСТОРИЯ ПОРТ-АРТУРСКОЙ ИКОНЫ, УКРАИНА
«Неодержанная победа», авт. С.А. Минаков
Предлагаю вашему вниманию замечательное эссе об истории Порт-Артурской иконы на Украине, в Харькове.
Опубликовано 9 сентября 2013г.
ОБ АВТОРАХ:
Станислав Александрович Минаков- поэт, прозаик, переводчик, эссеист, публицист. Автор книг стихов и прозы, энциклопедий и альбомов
http://ru.wikipedia.org/wiki/Минаков,_Станислав_Александрович
http://stanislavminakov.odnako.org/
Родился в 1959 году в Харькове (Украина), где и живет. Член Национального союза писателей Украины, Всемирной организации писателей International PEN Club, Союза писателей России. Лауреат Международной премии Арсения и Андрея Тарковских (2008) и других литературных и журналистских премий России и Украины. русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик, публицист.
Публиковался в Харькове, Киеве, Вильнюсе, Воронеже, Москве, Ровно, Запорожье, Белгороде, Санкт-Петербурге, Казани, Владивостоке, Хабаровске, Нью-Йорке, Мюнхене, Штутгарте, Париже, Праге, Оттаве, Новосибирске и др.
***
Тростников Дмитрий Юрьевич — общественный деятель, коммерсант
Помощник председателя правления Харьковского общественного объединения «За культурно-языковое равноправие» http://www.ravnopravie.org/ и помощник председателя координационного совета русских организаций Востока Украины общественного движения «РУССКОЕ ВЕЧЕ», которое объединяет все русские организации на Украине.
***
ИСТОРИЯ ПОРТ-АРТУРСКОЙ ИКОНЫ
22 ноября 2013г. Украина отказалась от ЕС ради России
ОТ РЕДАКЦИИ: Конечно, рано радоваться временной отписки Украины от ЕС, все может измениться в одно мгновение (варианты событий хотя бы -ЗДЕСЬ). Но, мне думается, все же не зря вспомнили на Украине, в частности в Харькове, про имеющуюся у них Порт-Артурскую икону. Ведь Икона метафизически является одной из духовных нитей, связывающей братские православные народы России, Украины, Белоруссии и Молдавии (Приднестровья). Или, как высказал Святейший Патриарх Кирилл одной фразой: РУССКИЙ МИР
Станислав Минаков
http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/neoderzhannaja_pobeda_531.htm
***
Продолжение Части 8