АБАЛАКСКАЯ ИКОНА 1

 

АБАЛАКСКАЯ  ИКОНА БОЖИЕЙ  МАТЕРИ  В ИСТОРИИ  РОССИИ 1

ЧАСТЬ 1  (Тобольск,Семипалатинск, Австралийский след)


АБАЛАЦКАЯ (АБАЛАКСКАЯ) икона Божией Матери, это иконография Богоматери, относящаяся к типу «Знамение». Празднование Абалацкой иконе Божией Матери установлено 27 нояб./ 10 дек. и 20 июля / 2 авг.


Знаменский собор Абалацкого Знаменского  Мужской Монастыря в Тобольске

Знаменский собор Абалацкого Знаменского Мужской Монастыря в Тобольске, где началась история иконы



1. ИСТОРИЯ ИКОНЫ


1.1.  Видение  вдовы  Марии      

 

История этого образа берет начало в 1636 г., а название происходит от с. Абалак, расположенного в 30 км от г. Тобольска. Некая вдова Мария во сне увидела две иконы: «Знамение» Богоматери и образ св. Марии Египетской. От богородичной иконы вдова получила повеление построить церковь у Абалацкого погоста. В 1637 по благословению Тобольского архиеп. Нектария был возведен Знаменский храм с 2 приделами в честь Марии Египетской и Николая Чудотворца, положивший начало Абалацкому Знаменскому мужскому монастырю.

Со слов вдовы Марии местный протодиакон Матфей Мартынов в 1637г. написал икону Божией Матери, названную Абалацкой (оригинал).

На изводе представлено поясное изображение Пресвятой Богородицы с воздетыми в молитве руками и благословляющем Младенцем Христом в мандорле (медальоне) у Нее на груди. Такая композиция соответствует Новгородской иконографии Богоматери «Знамение», но отличительными признаками Абалацкого образа стали предстоящие по сторонам от Пречистой Девы  св. Мария Египетская и свт. Николай.

 

 

1аТочное фото «Богоматерь Абалакская». 1637 г. Тобольск. М. Мартынов (начало 60-х гг. XVI в.- после 1645 г.)   Перепечатано из книги А. И. Сулоцкого «Описание наиболее чтимых икон Тобольской епархии». Спб., 1864 г.

 

 

1 [800x600]

Фото начала ХХ века. «Богоматерь Абалакская» в киоте. 1637 г. Тобольск. М. Мартынов (начало 60-х гг. XVI в.- после 1645 г.).

 

По пожертвованиям верующих оригинал иконы украсили драгоценным окладом. В  конце 17 века этот иконописец Матфей написал  списки (копии). Абалацкой иконы: в тот же монастырь, так называемую Наместницу и  уменьшенный список в г.Семипалатинск. Эти древние списки потерялись в гражданскую войну.

История одной  из наиболее древних, Абалацкой иконы из Семипалатинска очень необычна, поэтому остановимся на ней подробнее.

 

***


1.2. Чудотворный образ Семипалатинско-Абалацкой иконы Божией Матери

http://pravsobor.kz/VOSKRESENSKII_SOBOR_GLAV_PAGE/O_Chudo_ikone_Abalatzkaya.html


История чудесного явления Семипалатинско-Абалацкой иконы Пресвятой Девы ведет свое начало от чтимого всей Сибирью Знаменско-Абалацкого образа Пресвятой Богородицы, который явился в селении Абалак в 25 верстах от Тобольска в 1636 г. Очень часто и саму святую икону носили в различные сибирские города: Тюмень, Тару, Верхотурье и др. Поэтому случалось, что паломники, совершив немалый путь, не обретали икону в Абалаке, и были вынуждены с великим огорчением возвращаться назад.

Чтобы прекратить эти неурядицы известному иконописцы протодиакону Матфию, написавшему в свое время чудотворный образ Знаменско-Абалацкой иконы Божией Матери, было поручено снять с чудотворной иконы копию, меньшей величины, но совершенно одинаковую по письму и краскам. Именно этот список стали носить по окрестным городам и весям Тобольского края.  Чудотворная же икона постоянно находилась в Абалаке, где в 1783г. был устроен мужской монастырь.


Chudotvornay_Ikona_AbalatzkayaИстинное изображение чудотворного образа Пречистой Богородицы Абалацкой в крепости Семипалатинской


Очень скоро, однако, чудесными исцелениями и прочими чудотворениями прославился и носимый список с чудотворной иконы. Благодатная сила Божия и благоволение Царицы Небесной почила и на этой, вновь написанной, иконе. Почти сто лет список находился в Сибири, и лишь в начале XVIII в. он, благоволением Божиим, был перемещен в пределы нынешнего Казахстана. И среди всех списков с чудотворной Знаменско-Абалацкой иконы  наиболее известным стал этот Семипалатинский список иконы Божией Матери.


Chudo_S_Ikona-TzvetЛитография начала ХХ века


После 1917г. и гонений на Церковь, следы подлинной Семипалатинско-Абалацкой чудотворной иконы Царицы Небесной теряются. Та чудотворная икона Семипалатинско-Абалацкого образа Божией Матери бесследно исчезла и не найдена до сих пор. Но, другой чтимый список образа, хранившийся в монастырской церкви  на Святом ключе, был передан Воскресенскому храму, который до 1937г. оставался единственной действующей православной церковью в городе. В ноябре 1937г. Воскресенский храм закрыли, его последние священники приняли мученическую кончину.


Ab_nast_tzvet-3Список иконы Знамение Семипалатинско-Абалацкая, из монастырской церкви на Святом ключе


В 1944г. инициативная группа прихожан подала советским властям прошение об открытии православного Воскресенского собора. С 16 апреля 1944 года собор был открыт.  В числе имущества храма находился этот самый чтимый  список иконы Знамение Семипалатинско-Абалацкая, из монастырской церкви на Святом ключе. Это была та самая икона из которой перед закрытием монастыря шел луч света.

Уже в наше время прихожане стали замечать, что, доселе очень темный образ, начал просветляться, с тех пор он обновляется, но не сразу, а постепенно. Особенно это заметно во время молебнов — образ буквально сияет. Стали умножаться случаи исцеления людей после этих молебнов.


obrazПостепенное обновление Абалакской иконы из Семипалатинска


С тех пор каждую пятницу, за исключением первой, последней седмицы Великого поста и Светлой Седмицы,  духовенство храма молебен Абалакской Божией Матери с водосвятием, за которым читается и Акафист.

Подробнее о храмах, посвященных Абалакской иконы в Семипалатинске см. далее

***


1.3. Опять Тобольск. Версии

 

Но,  вернемся к истории  поисков  утерянной, но подлинной, чудотворной Абалакской иконы из Тобольска и рассмотрил  связь  образа  с  современной Тюменской областью

Тюменский искусствовед Марина Софронова в своем интервью телевидению «Тюмень-регион» в 2009г. заявила, что в запасных фондах Третьяковской галереи имеется Абалакская икона датируемая концом 17-началом 18 веков

 

 

Сафонова [800x600]Искусствовед Марина  Софронова

 

Смотреть интервью М. Софроновой     http://tyumen.rfn.ru/video.html?id=9185&type=r

 

Вероятно эту икону видел  отец Виталий (Ведерников), заведующий иконописной школой при Тобольской духовной семинарии и иконописными реставрационными мастерскими Тобольско-Тюменской епархии:

«Мне удалось увидеть и сфотографировать два ранних списка Абалакской иконы Божией Матери, датируемых началом XVIII века. Одна икона находится в Третьяковской галерее, другую увидел на аукционе и мог бы приобрести, но немного опоздал – ее сняли с аукциона.

По этим двум ранним иконам можно понять, в каком стиле был написан первообраз. Обе написаны на официальном языке иконописи, характерном для того времени. Выполнены виртуозно. Скорее всего писались они при архиерейском доме или в монастыре. Поможет в поисках оригинала и знание его размеров»    http://www.tumentoday.ru/2012/09/04/по-следам-чудотворной-иконы/

Следовательно в Третьяковской галерее имеется  не оригинал.


Ведерников

Отец Виталий (Ведерников), заведующий иконописной школой при Тобольской духовной семинарии и иконописными реставрационными мастерскими Тобольско-Тюменской епархии

 

 

3 [800x600]

Пишут в Интернете,что это цветной оригинал «Богоматерь Абалакская»,что совершенно спорно,  возможно  раскрашенная цветная  реконструкция

 

 

В дореволюционное время    Абалакская икона являлась самой почитаемой святыней Сибири, а ее многочисленные списки находились  во многих храмах и монастырях: в Москве, в Омске (См.Приложение), Красноярске (там сохранились дореволюционные Абалакские иконы, они изучены, см. Приложение), Екатеринбурге,Челябинске, Томске, Иркутске, Тюмени, Ишиме, Брянске и конечно в Зауралье.  Имелся  образ и в храмах Центральной России.

 

 

ек      Нач.ХХвека, Екатеринбург, Абалакская икона, находится в  краеведческом музее      

     

 

Свен

       Абалакская икона из  Свенского монастыря,  Брянск.кон.19в.

Фото это выслал  мне Юрий Шевченко,  ст. научный сотрудник  Института этнографии и антропологии  РАН в Санкт-Петербурге. Он публиковал статью об абалакской иконе в сургутском журнале «Меридиан»

Наличие этого образа доказывает ,что Абалакская  икона была распростронена и в Центральной России.  Сейчас в частной коллекции в Спб.

                                                                                          

Будучи в заточении в Тобольске семья царственного страстотерпца Императора Николая II молилась у иконы. Примечательна запись в дневнике царя на праздник Рождества Христова: «После литургии был отслужен молебен пред Абалакской иконой Божьей Матери, привезенной накануне из монастыря»…

Позже для Государя был сделан список с Абалакской иконы, сопровождавший его до последних часов жизни в Екатеринбурге. Так Царская семья встретила роковой для нее 1918-й год.

 

carskaya_semia_01_xСтрастотерпцы Царь Николай, Царица Александра, Царевич Алексий, Великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия

 

Известно, что у Абалацкой иконы молились каждый в свое время старец Григорий (Распутин)-он был сибиряк и знал про икону не понаслышке.  Некоторые историки утверждают, что стены Абалакского монастыря помнят первые и последние молитвы Распутина — в этой обители он отстоял службу во время своего последнего визита в Тобольск и Покровское перед гибелью в Петербурге.

Молились так же  адмирал Колчак, белые генералы Корнилов, Каппель, Дитерикс, Попеляев и другие- ТУТ


1355560655_755px-rasputin_photo

Г.Е. Распутин (Новых) в  Санкт-Петербурге

 

 

kappelГенерал Каппель Владимир Оскарович (1883 — 1920)


Версия заграничная

В 1919 году, опасаясь за чудотворную икону Абалакской  Божией Матери, епископ Мефодий с адмиралом А.В. Колчаком увозят на теплоходе икону из Абалакского монастыря Тобольска в Омск, а далее через Дальний Восток в Шанхай.

Далее про оригинал Абалакского образа из Тобольска увезенного Колчаком и находящегося за границей,  я не нашел ни одного точного подтвержденного документами  упоминания,  кроме этого:   «Подтверждение этому тезису мы вроде бы находим в житии священномученика Сильвестра, архиепископа Омского, со ссылкой на книгу Г.К. Гинса «Сибирь, союзники и Колчак» (Пекин, 1937): «В октябре 1919 г. архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр дал свое архипастырское благословение, чтобы отступление войск проходило под Покровом Пресвятой Богородицы. Для этого генералу Дитерихсу из Успенского кафедрального собора был передан древний образ «Знамения Божией Матери». Странные разночтения: икона передана в октябре, а не в сентябре, и генералу, а не приюту «Очаг»… Может, речь идет о двух разных иконах?»                          http://spasti-ikonu.ru/?p=485


1352803953_kolchakВЕРХОВНЫЙ ПРАВИТЕЛЬ РОССИИ  адмирал А. В. Колчак


2 [800x600]Литография начала ХХ века «Богоматерь Абалакская». 1637 г. Тобольск. М. Мартынов (начало 60-х гг. XVI в.- после 1645 г.),которая есть в распоряжении тюменцев


Есть у заграничной версии и вариации: например, «европейский след».  В статье «Лик святой, чудотворный» Владислава Захарова (от 24 июня 2011 года) приводятся слова президента фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Елфимова: «По моим сведениям, в 90-х годах икону перевезли в Европу, – сообщил он – Люди, владеющие святым образом, не прочь вернуть его на родину. Но это может произойти на самом высшем уровне, будем надеяться, что скоро это произойдет».   Читать — ТУТ


И совсем экзотическая версия-Сирия: «Икона из монастыря в Маалюле     (…)  Возник тут у нашей православной общественности вопрос. В лихие революционные годы из Абалакского монастыря под Тобольском пропала чудотворная икона Божией матери. Долгое время считалось, что находится она где-то в Австралии, но в последнее время появилась и еще одна версия — монастырь в Маалюля, что в любимой нами Сирии. Вопрос общественности: как можно навести справки по этой теме? Может быть у кого есть выход на тамошнюю братию? Или туристические ресурсы могут помочь?»

23.03.2012  Тобольск, Тюменская область. Абалакская икона Божьей Матери «Знамение» может находиться в Сирии. Версию тоболячки Зинаиды Федоровой опубликовала газета «Вестник гостеприимства»- ТУТ


И, появляется, так же имеющий право на существование еще и «иркутский след»-об нем  подробно см.далее в разделе «Гипотезы»

***


Версия местная

Но есть и совершенно другая версия нахождения оригинала Абалакской иконы: она никуда не уезжала из монастыря

Сибирские святыни. В поисках чудотворной

http://tobolsk-eparhia-press.ru/prosvetitel/number.php?dat=2012.09&st=10

 

«Все версии пропажи чудотворного образа, за исключением одной, сводятся к событиям Гражданской войны. В публикациях называют конкретные даты и конкретных участников. Попробуем разобраться. Во-первых, и во-вторых, и в-третьих – отсутствуют документы, свидетельствующие о пропаже реликвии. Молчат газеты. А ведь такое событие не должно было остаться незамеченным. Ни до, ни после 1917 года в прессе – ни слова. И архивы молчат.

В обращении Тюменского областного дома журналистов по поводу поисков утраченной иконы звучит следующая версия: «В 1918 году, опасаясь за чудотворную икону Божией Матери, по некоторым сведениям, епископ Мефодий увозит икону из монастыря в неизвестном направлении». Последующие события, подкрепленные документально, позволяют утверждать, что и в 1918, и 1919 гг. икона оставалась в монастыре»- утверждает   Н.И. Загороднюк, к.и.н., ст. науч. сотр. Тобольской комплексной научной станции УрО РАН

 

 

tobolsk_foto17Н.И. Загороднюк, к.и.н., ст. науч. сотр. Тобольской комплексной научной станции УрО РАН


Еще:  22.03.2012   Надежда Загороднюк: Абалакскую икону и золото Колчака надо искать в тобольском монастыре                                                      http://www.t-l.ru/136918.html

«Свою версию нахождения святыни Надежда Загороднюк, которая уже 20 лет собирает материалы о ней, изложила в сборнике научных трудов Тобольской комплексной научной станции уральского отделения РАН. В частности, она не согласна с версией вывоза чудотворного первообраза Богородицы из Тобольска в 1918 году. Исследовательница, указывая на опись монастырского имущества, отмечает, что еще в 1927 году икона находилась в монастыре. Она пишет, что икона исчезла в конце 20-х — начале 30-х годов. Это случилось или во время уничтожения монастыря, или в период чекистской операции по поиску царских вещей. Возможно, что она затерялась в запасниках Тобольского музея-заповедника, как и золото Колчака — на территории монастыря». 

То же самое утверждает  историк-краевед Александр Петрушин: «Построенный в 1783 году в Тобольске Знаменский монастырь имел сложную систему подземных ходов, двойных стен и потайных комнат. Перед вступлением в город 21 октября 1919-го частей 51-й стрелковой дивизии Василия Блюхера икону Богоматери Абалакской спрятали в одном из таких тайников.  Ее появление на людях отмечено во время крестьянского восстания в нашем крае в 1921 году.  8 апреля 1921-го под давлением регулярных частей Красной армии повстанцы отступили из Тобольска на север. Икону Иринарх вновь поместил до «лучших времен» в тайник Знаменского монастыря, где она, скорее всего, и сохраняется.  Так что икона «Знамение» не покидала Тобольск и откроется она людям при капитальной реставрации родной обители.»                                       http://spasti-ikonu.ru/?p=495

ВИДЕО:   Александр Петрушин, краевед. Об Абалакской иконе Божией Матери

 

Думается мне : обе версии  (заграничная и местная)  нахождения  оригинала Абалакской иконы  имеют право на существование. В Абалакском Знаменском монастыре скоро предполагается капитальный ремонт: вполне могут найтись какие-нибудь схороны.

Например, вся история нашего Свято-Успенского Далматовского монастыря  пронизана историями про подземелья. Кстати, там тоже безвозвратно пока утеряна старинная чудотворная икона  17 века  Успение Богородицы  и богатешая монастырская ризница с царскими вкладами.     Сайт Далматовского монастыря — 

Поэтому производить раскопки предоставим местным тоболякам, а зарубежный след (единственный Австралийский) в свое время мы изучили с соратником Михаилом Осипенко (об этом  см. дальше).


 1.4. Современный  Тобольский  Абалакский список начала ХХ века

 

В настоящее время в Знаменской церкви Абалакского монастыря, вместо подлинной иконы находится не особенно древний  список Абалакской иконы Божией Матери, написанный в начале XX века монахиней Иоанно-Введенского монастыря Августой     http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php?id=t04_10

 

 

Тобольск.монаст.нач.ХХвек.Полн. [800x600] Тобольский список Абалакской иконы Божией Матери

 

Он причислен в ряд чудотворных икон и окружен заслуженным почитанием:  возят для поклонения и устраивают Крестные Ходы по всему нефтяному Северу. Кроме того в Знаменский Абалацкий монастырь под Тобольском приезжают сейчас паломники со всей России


Абал.мон.4

   Тобольский список Абалакской иконы Божией Матери


Абал.мон [800x600]Крестный ход с Абалакской иконой из Тобольска

 

Этот  список ХХ века Абалакской иконы  по версии журналистов сейчас входит в «Семь чудес Уральского Федерального округа»

 

 

а [800x600]  Крестный ход с Абалакской иконой из Тобольска


А  теперь, читатель,  покинем современные тюменские просторы и вместе с Абалакской иконой перенесемся в 1920-е годы на Дальний Восток.

***



1.5.  Австралийский след


Сразу предупреждаю,что австралийский след завел поисковиков в тупик, там находится не первообраз (оригинал) Абалакской иконы из Тобольска 17 века, а сравнительно  молодой список конца ХIХ века, скорее всего вывезенный  из Успенского собора г.Омска, белогвардейцами в 1919г.

Но столько сил и средств потратили различные достойные исследователи на выяснение  истории этой Абалакской иконы из Комбраммата,что считаю нужной привести поиски в хронологическом порядке. «Нестыковки» и дублирование объясняется еще не совершенством средст коммуникации  в эпоху до Интернета и кроме того, некоторой информационной закрытостью духовенства. Но будем помнить: все,без исключения, списки икон являются благодатными.


1.5.1. Богоугодное  дело  генерала Дитерикса


Как уже упоминалось,   в 1919 году, опасаясь за чудотворную икону Абалакской  Божией Матери, епископ Мефодий с адмиралом А.В. Колчаком увозят на теплоходе икону из Абалакского монастыря Тобольска в Омск, а далее через Дальний Восток в Шанхай. Далее упоминания об  оригинале Абалакской иконы  уже  нигде не встречается в литературе, кроме того предположительного, что икона из Успенского собора  была вручена генералу Дитериксу архиепископом  Омским  и Павлодарским  Сильвестром в октябре 1919г. в Омске..

По одной из версий (например, журнала»Родина» №3  за 2006г.) оригинал Абалакской иконы  из Тобольска находился за границей и лишь спустя почти 80 лет стало известным его точное место нахождения — Австралия, пригород г. Сиднея – Кабраммат (42 км),  храм Покрова  Божией Матери РПЦ МП.

Сайт храма     http://cabrapokrov.org/     

Еще- ТУТ    и       ЗДЕСЬ


Австралия-Абалак.Абалакская икона в Покровском храме  в Кабраматте


Этот образ  Абалакский   был вывезен   из  Омска на Дальний Востоimg class=»aligncenter size-medium wp-image-11032″ alt=»kappel» src=»http://pamyat.port-artur-hram.ru/wp-content/uploads/2013/03/kappel-232×300.jpg» width=»232″ height=»300″ /к, а затем в Китай  белогвардейским  генералом  Михаилом  Константиновичем Дитерихсом (1874-1937)   http://belrussia.ru/page-id-1870.html , позже увезен в Австралию, где и передан на хранение в Покровский храм РПЦ МП в пригороде Сиднея-его дочерью. Это единственная известная православной общественности икона Абалацкой Богородицы с зарубежной историей.

<p/prenbsp;     ∓re style=»text-align: left;»>

9г. Кабраммат, пригород Сиднея, храм Покрова  Божией Матери РПЦ МП


russchool1a25 октября 2003 г. Празднование 50-летия Покровского прихода в Кабраматте. Митрополит Лавр (ныне усопший), архиепископ Иларион и священник Борис Игнатиевский с учащимися Покровской приходской школы)

 

Подробности версии некоторые (опять из журнала «Родина» №3 2006):  образ во время Гражданской войны попал в Китай вместе с детским приютом «Очаг», организованным для сирот и беженцев Софией Дитерихс – женой Главнокомандующего Восточным фронтом армии Колчака генерал-лейтенанта Михаила Константиновича Дитерихса.

В 1923 году икона Абалацкой Божией Матери оказалась в Шанхае, а в 1949 году, после прихода к власти коммунистов, вместе с приютом – в Австралии    http://pravsoborb.kz/VOSKRESENSKII_SOBOR_GLAV_PAGE/O_Chudo_ik/p/preone_Abalatzkaya/Podrobno_ob_Ikone.html


10 [800x600]

Дитерихс Михаил Константинович (5 (17) апреля 1874 — 9 сентября 1937) — российский военачальник, монархист. Участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войны. Один из руководителей Белого движения в Сибири и на Дальнем Востоке. Правитель Приамурского земского края в 1922 году


Существует завещание Софии Эмильевны Дитерихс . Согласно ему, Образ Чудотворной иконы Абалакской Божьей Матери должен находиться у ее наследников «до того момента, пока не явится возможность поставить икону нерушимо в Храм, который, верую глубоко, рано или поздно будет воздвигнут в Екатеринбургском лесу на месте кострища, где были сожжены тела Державных Страдальцев». В 1975 году ушла из жизни Агния Михайловна Дитерихс.


3 Генерал Дитерихс и его семья, София Эмильевна и Агния Михайловна


Ее завещание подтвердило, что икона «должна вернуться в Россию после ее освобождения от коммунистов и быть помещена в Храме памяти последнего Царя Николая II и Его Семьи (предпочтительно в Тобольске)». Распорядителем воли Агнии Михайловны стал ее крестный сын и воспитанник генерала Дитерихса Андрей Анатольевич Васильев. А.А. Васильев, проживая сейчас в Дании, считает возможным исполнить последнюю волю семьи Дитерихсов…


4 [800x600]

Коллаж: Генерал-лейтенант М.К. Дитерихс  с семьей и Абалакская икона увезенная им в Австралию


Но что это за Абалакский образ,  находящийся в Австралии?

 

Слово Митрополиту Харбинскому  Мефодию      http://drevo-info.ru/articles/3103.html


9 [800x600]Митр. Харбинский Мефодий (Герасимов)

  Преосвященный Мефодий (Герасимов, 1856-1930), выпускник Казанской Духовной академии, епископ с 1894 года. Выехал за границу в 1918 году. Когда в 1920 году, в связи с наплывом русских беженцев в Манчжурию, обосновавшихся в Харбине и окрестностях, в поселках при железнодорожных станциях, где еще до революции жили русские служащие Китайской-Восточной железной дороги, была образована Харбинская епархия, был назначен святым Патриархом Тихоном на Харбинскую кафедру с возведением в сан архиепископа, с 1929 года – митрополит Харбинский.


Из книги «О знамении обновления святых икон», изд.Харбин1925г., повтор Джорданвиль,1967, последнее изд. — М., 1999,  написанной митрополитом Харбинским Мефодием, происхождение этой иконы следующее:

http://www.holyfire.org/chudesa_mefodi.htm  

 

«Господь сподобил меня увидеть одну из таких икон при отступлении Колчаковской армии, благочестивейpp и другие.шее семейство известного русского генерала Дитерихса взяло из пещерного храма при соборе в Омске весьма чтимую древнюю икону «Знамение» Божией Матери, именуемой Абалакскою, чтобы она не подверглась поруганию со стороны большевиков.

Лик иконы от времени так потемнел,что его нельзя было разобрать. И вдруг, в 1927 году в Шанхае, куда перебралась эта семья, на глазах всех лик Богоматери быстро начал проясняться и икона стала как новая. Когда генерал умер смертью праведника, его осиротевшая семья прибыла к нам. Бережет теперь она икону как зеницу ока и хочет вернуть ее туда, откуда она была взята».

Т.е. упоминается какой то  древний, но уже Омский Абалакский список. Про первообраз (оригинал)  Абалакской иконы из Тобольска не упоминается.  Заметьте, информация митрополита Мефодия полностью совпадает с упоминанием об иконе из собора в Омске в житии священномученика Сильвестра, архиепископа Омского, из книги Г.К. Гинса «Сибирь, союзники и Колчак» (Пекин, 1937).

Два независимых источника-это уже кое что! Но есть ли вообще Абалакская икона в этой Покровской церкви в Сиднее? Я неоднократно писал письма тогда в 2008-09г. в Покровский храм в Комбраммате,  но ответов не получал.


1.5.2.  Наше время, 2005г.   Михаил Осипенко в Австралии  


382f8fd Михаил Осипенко, геофизик  ОАО «Нефтегазоразведка» в экспедиции в Северном Ледовитом океане, 2012г.


К счастью  мой хороший знакомый  (можно сказать друг) по многолетнему исследованию Порт-Артурской иконы: Михаил Михайлович Осипенко (младший), происходящий из семьи знаменитых  иконописцев, будучи в 2005 в Австралии с Порт-Артурской иконой, лично видел этот, как мы все считали в то время (2008-10) —  оригинал  Абалацкой  иконы.

Читать его заметки об Австралии:

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3936&Itemid=112

http://www.geelongparish.org.au/41confrus.html

Про семью иконописцев Осипенко читать-  ЗДЕСЬ


7 [800x600]


Во время путешествия иконы Божией Матери Торжество Пресвятой Богородицы именуемой Порт-Артурская и «Книги Мира» по Австралии, Владыка Иларион (сейчас он Первоиерарх РПЦЗ) гостеприимно принимал сопровождающих лиц у себя дома в канун Рождества, 5 января 2006 года. Крайний левый Михаил Осипенко.


8 [800x600]

Москва, 2008г. Первоиерарх РПЦЗ, Высокопреосвященнейший митрополит Иларион (ранее служивший в Австралии) и Михаил Осипенко (младший).


13 [800x600]Местные австралийские православные разведчики (бой-скауты) с Порт-Артурской иконой, привезенной  им  Михаилом Осипенко


Михаил писал об иконе в Австралии  в 2005 г. : «3 января мы отправились дальше, в Свято-Покровский храм в Кабрамматте. Расписывал его отец Алексий (Розентул) От Сиднея до Брисбена 4 января Порт-Артурская икона посетила Владимирский храм в Сиднее. В этом храме хранится редкая икона «Собор святых новомучеников Китайских».

Затем мы заехали в благотворительный дом имени преподобного Сергия Радонежского. Это дом одноименного русского благотворительного общества, которое существует уже около пятидесяти лет. Оно оказывает помощь престарелым, одиноким и немощным людям, в основном русского происхождения.

Священник Борис Игнатьевский, настоятель сиднейского Покровского храма, отслужил краткий молебен перед Порт-Артурским образом. Пожилые люди, кто сидя на скамейках, кто — в инвалидных колясках, горячо молились пеpед иконой. После окончания молебна на память старикам и старушкам были вручены небольшие копии образа и книжечки с акафистом.

После этого отец Борис показал нам древний список Абалацкой иконы Божией Матери, находящийся в Покровском храме, и рассказал о чуде, явленном от этого образа. У архимандрита Алексия (Розентула) родственница умирала от рака. Он оставил на несколько дней икону рядом с больной, чтобы она могла молиться Божией Матери об исцелении. Женщина быстро пошла на поправку и прожила после этого более двадцати лет.

В этот же день мы отправились на кладбище Ботани в Сиднее, самое крупное русское кладбище в Южном полушарии. Здесь, в часовне, перед Порт-Артурским образом была отслужена панихида обо всех русских людях, похороненных за пределами России»     http://old.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&∓id=3936&∓Itemid=112


  st18_1  Абалакская икона в Покровском храме  в Кабраматте


Об наличии Абалакской иконы в Покровской церкви в Сиднее,  Михаил Осипенко написал мне  в 2009г. , когда я начал заниматься историей  Абалакской иконы.

Весной же  2010 г  даже  разместил на  You Tube  и  выслал  мне видеозапись беседы об иконе с местным священником.   ВИДЕО:   http://www.youtube.com/watch?v=ONfWA7M3PVI&feature=email

В будущем данная информация очень помогла тюменским исследователям  в 2011г. найти и изучить «австралийский след» Абалакской иконы.  Повторяю, что точной информации ни от австралийского, ни от тюменского духовенства в то время  ни у нас с Михаилом, как и тоболяков не было. Повторяюсь: более того,  центральный исторический журнал «Родина» в 2006г.  вообще опубликовал о нахождении  первообраза (оригинала) Абалакской иконы в Кабраммате в Австралии.


1.5.3. Необходимое  примечание

 

Опубликовал я  в апреле 2010г. в Интернете статью об истории Абалакской иконы  на основе всей доступной тогда информации, а летом 2012г., когда уже появилась новая информация, получил  критику:

«СИБИРСКАЯ  ПРАВОСЛАВНАЯ  ГАЗЕТА» №9 2012, Тюмень, «Ишимский след Абалакской иконы Божией Матери», авт. Геннадий Крамор

Читать -ТУТ 

«Свою лепту в поддержание этой версии внес и курганский генеалог, ведущий инженер-конструктор Зауральского кузнечно-литейного завода Николай Павлов: «По сведениям, полученным от Михаила Осипенко, происходящего из семьи знаменитых иконописцев, сегодняшнее нахождение иконы – Австралия, пригород г. Сиднея Кабраматт, храм Покрова Божией Матери РП Ц МП. Совершая в 2006 году поездку с Порт-Артурской иконой по православным приходам Австралии, он лично видел Абалакский оригинал. Говорят, что сюда она была привезена потомками белогвардейского генерала Михаила Константиновича Дитерихса (1874-1937)».

…Отдавая должное большому труду по сбору иконографии изводов (вариантов) Абалакской иконы, сохранившихся в Курганской области, необходимо все же подвергнуть критике ряд утверждений зауральского исследователя…  и т.д.»

            Геннадий КРАМОР

Представляю ту же критику расположенную и на  Тюменском епархиальном сайте  http://www.tobolsk-eparhia.ru/newslist.php?id_new=1167


Конечно, здесь приводится моя устаревшая статья от апреля 2010г.  (…) ,  но неточности  объясняется только недостатком информации в тот период.

Последний раз ссылаюсь  на авторитетный  исторический  журнал «Родина» №3 за 2006г. :


Родина [1280x768]


Еше несколько источников,перепечатавших эту информацию:

 

Родина1

 

Сиб.

 


Конечно, по мере исследования меня  стали брать сомнения, т.к. на  Официальном  сайте   РПЦЗ в разделе «СВЯТЫНИ» упоминания  об Абалакской иконе из Австралии просто нет.

Я немедленно исправил авторский текст,тогда- еще в 2010г. , но  модераторы ,где опубликован материал не провели изменение. Этот текст, к сожалению, и попался Геннадию Крамору  (…)      (…)

Все мы совершенно не знали тогда, что  австралийская Абалакская икона  исследована  была еще в 1999г.  настоятелем прихода  ишимского Богоявленского собора  епископом Евтихием (но об этом  подробно далее).

   Читать — ТУТ 


Статья же  «Ишимский след»  можно сказать, знаковая об истории Абалакской иконы из Австралии. Ставится точка на происхождении сего списка. Просто Г.Крамору повезло: он  оказался в нужном месте (г.Ишиме) в нужное время (возникший интерес к Абалакской иконе)

Но, думается, все же  есть и положительный момент у той  моей  давней публикации: возможно, она и дала толчок к  массовому интересу к истории первообраза Абалакской,  поиску её по всем странам и континентам.


Г.КраморАвтор статьи «Ишимский след» — ишимский краевед, блогер, журналист и фотограф Геннадий Крамор

См. статью  и видео о Г.Крамор — ТУТ

***


1.5.4.  Подлинная история Абалакской иконы Богородицы из Кабраммата в Австралии  

 

 

И, только работая  над этой статьей в марте 2013г. я нашел  в Интернете  интересную информацию. Оказывается, еще в 2005г. австралийский клир был в Сибири. Тобольская правда   № 5 (18653) 18 января 2013 г . «В нереальности австралийского «следа» оригинала Абалакской удалось лично удостовериться главному редактору издания «Тобольская правда» Тимуру Волкову  5 января 2013 года в пригороде Сиднея Кабраматта (Сabramatta)»

    См.-ТУТ.     и    ЗДЕСЬ


cabr12Октябрь 2010г. Кабраммат, о. Борис Игнатиевский


Рассказывает протоиерей Борис Игнатиевский — настоятель Свято-Покровского храма РПЦЗ в Кабраматте: » В Тобольске мне довелось побывать в 2005 году в числе группы паломников (40 человек), возглавляемой тогда митрополитом Австралийской и Новозеландской епархии Русской православной церкви за рубежом Илларионом (это тот самый митрополит Илларион-знакомый Миши Осипенко.Авт.)


khoda25 октября 2003 г. Празднование 50-летия Покровского прихода в Кабраматте. Митрополит Лавр (ныне усопший), архиепископ Иларион и священник Борис Игнатиевский на Крестном ходу

 

….Нас было сорок с лишним человек из Австралии и Америки. Побывали и в Абалакском монастыре, видели разные образы. Я передал туда фото нашей иконы»

(Значит и фотография  была у тобольского духовенства с 2005. Следовательно не нужно было тюменцам в 2011 г. детективных историй для добычи фото. Авт.).

См.- ТУТ


09-04-4

5 января 2013 года  Тимур Волков  с отцом Борисом возле списка Абалакской


Настоятель о. Борис продолжает: «…Абалакский образ Божией Матери “Знамение”, который хранится у нас, — список. По разным свидетельствам, в размере он больше оригинала. На обороте написано, что эта икона из Новосибирска  (Вот здесь вопрос.

Но почему из Новосибирска,а не из Омска,как подтверждают некоторые документы? Батюшка запамятовал вероятно.  Авт.).

То есть когда-то она находилась в одном из новосибирских соборов. Некие женщины пожертвовали свои средства, чтобы сделалать эту копию. Недавно побывавший у нас специалист-искусствовед сказал, что она написана сверху другой иконы. И, видно, действительно, что она отдаёт стариной.

Появление этой иконы в нашем храме связано с семьей белого генерал-лейтенанта Михаила Константиновича Дитерихса. Его дочь Агапия когда-то приехала из Китая, откуда и привезла этот список в Австралию. А в 1953 году икону принес в наш собор русский военный»     См. -ЗДЕСЬ.

***

Далее обратимся  опять к замечательной статье  «Ишимский след Абалакской иконы Божией Матери» из «СИБИРСКАЯ  ПРАВОСЛАВНАЯ  ГАЗЕТА» №9 2012, Тюмень  http://www.ihtus.ru/092012/st18.shtml

Я не буду пересказывать всю статью, остановлюсь только на поездке в Австралию в 1999г. ныне настоятеля прихода Богоявленского собора в г. Ишим  Преосвященного  Епископа Евтихия (Курочкина).

Решением Священного Синода от 16 мая 2007 года (журнал № 37) Богоявленскому собору города Ишима дан статус Патриаршего подворья.  Это единственный храм в Сибири, имеющий такой статус.


Ишим 1Богоявленский  собор города Ишима


«Не выезжая из Ишима…

Как ни странно, самые достоверные сведения относительно австралийской иконы нам удалось получить даже не выезжая из Ишима и не занимаясь серфингом по Всемирной паутине. То, что для многих стало открытием лишь в 2006 году, было известно священнослужителям ишимского Богоявленского собора еще в середине девяностых. Ведь приход, образовавшийся в 1992 году, пребывал под омофором той самой Русской Зарубежной Церкви, которая является хранительницей иконы Дитерихсов.

И настоятеля прихода Епископа Евтихия давно волновало известие о том, что на далеком южном континенте хранится Абалакская икона. Возможно, «та самая». А, может, из села Боровского, что под Ишимом, – ведь там тоже в годы Гражданской войны пропал чудотворный и древний список.


1Evtihii [800x600]Епископ  Евтихий


«…Не очень люблю дальние поездки. Но в Австралию стремился съездить именно для того, чтобы увидеть эту икону», – признается Владыка Евтихий. В начале 1999 года ему довелось побывать в Покровском храме в Кабраматте. И эту самую икону он лично держал в руках.


С Михаилом [800x600] Епископ  Евтихий и ныне усопший Епископ Курганский и Шадринский  Михаил


Реставраторский опыт, полученный в иконописной мастерской монахини Иулиании (Соколовой) в годы обучения в Московской духовной семинарии, помог ему засвидетельствовать: это икона не XVIII и уж тем более не XVII века. Скорее всего, конец века XIX. Написана масляными красками, совсем не в духе древности. Поверхность красочного слоя покрыта густой сетью кракелюр (трещин), которые могут навести на мысль о том, что образ подвергался нагреву (вспомним версию о его чудесном спасении на пепелище!)


1220429059 [800x600]Епископ  Евтихий


Однако, самое главное – на обороте оказалась надпись! О ней не говорится ни в одном описании. Владыка Евтихий тщательно переписал ее: «1898 г. Жив[описец] Кубрин в Омске. Сия икона пожертвована в новый собор от Екатерины Уваровой [или: Чваровой] и Чухниной Оксиньи Варламовны».

На память о посещении храма владыке была подарена освященная фоторепродукция главной святыни австралийских православныgt;/pх, за подписью священника Серафима Гана и протодиакона В. Хадарина. Она хранится в Богоявленском соборе града Ишима


omsk_usp_sobor_2594b

Успенский кафедральный собор,г.Омск, 1905г.


А что же за «новый собор» упомянут в надписи? В контексте вышеизложенных событий ясно, что это и есть Успенский кафедральный собор, заложенный в июле 1891 года будущим императором Николаем II и торжественно освященный 9 сентября 1898 года. Этот год указан и на иконе. Значит, она с 1898 по 1919 год хранилась в главном храме Омской епархии. И, выходит, именно о ней – а не о первообразе! – говорится в цитате: «…Генералу Дитерихсу из Успенского кафедрального собора был передан древний образ «Знамения Божией Матери».

Выходит, речь тут шла не о разных иконах, а об одном и том же списке. И Дитерихс не вывозил первообраз Абалакской иконы из России. Поиски его в этом направлении приведут в тупик.

…Печально расставаться с красивой легендой (австралийским следом. Авт.)  Так же печально было расставаться и Владыке Евтихию с надеждой обрести святыню Приишимья – икону Божией Матери Абалакско-Боровскую.

Геннадий КРАМОР


0_47746_e9bc5118_XL

  Свято-Успенский кафедральный собор в Омске

 

 

Свято-Успенский кафедральный собор в Омске (Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии) — действующий собор, один из наиболее посещаемых храмов Омска, находящийся в самом центре города на Соборной площади. Достопримечательность Омска. Был разрушен во времена советской власти и восстановлен в начале XXI века на средства, специально собранные горожанами. http://ru.wikipedia.org/wiki/Успенский_собор_(Омск)


1.5.5. Краткие выводы о зарубежном списке Абалакской иконы

 

Возвращение в Россию иконы Абалакской Божьей Матери из Австралии после падения коммунистического режима, ликвидации последствий безбожной власти, может стать  событием в жизни Русской Православной Церкви.

С другой стороны: как мы далее увидим, в России нашлись более  древние списки Абалакской иконы, поэтому вполне можно оставить икону  православным  австралийцам.  Думается,им она нужнее.

Во второй части мы рассмотрем современную поисковую работу в Тюмени и Тобольске

 

***

См. далее   ЧАСТЬ 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>